В то же время продолжается согласование позиций между российской и американской сторонами по проблемам, возникшим в связи с выходом США из Договора по ПРО. Процесс идет туго. Как считают российские специалисты, США стараются принизить значение самой проблемы стратегических наступательных вооружений (СНВ) и ПРО в рамках новых отношений с Россией. Сложилась парадоксальная ситуация: американцы клянутся в приверженности всем положениям Договора СНВ-1, но считают невозможным (!) применять заложенные в нем подходы к новым сокращениям вооружений. Сокращать свои СНВ Штаты желают только по своей программе, причем независимо от согласия России. Вашингтоном уже принята концепция оперативно развернутых ядерных боезарядов.
Обитатели Белого дома с резиновыми улыбками на лицах продолжают говорить о необратимом продвижении к безъядерному миру. Но в новой стратегии речь о необратимости сокращений ядерного оружия не идет вообще. Более того, США оставляют за собой право в любой момент вернуть в боевой состав своих СНВ любые ядерные средства, ранее снятые с боевого дежурства. Формально Вашингтон намерен оставить 1700-2200, а на практике – 5000 боезарядов, готовых к применению. Кроме того, США в любом случае могут возобновить ядерные испытания и сохраняют за собой право на развертывание межконтинентальных баллистических ракет.
По мнению российских экспертов, американцы готовы пойти как можно дальше, отказавшись почти от всех основных принципов сокращения вооружений: обеспечения равной безопасности, взаимосвязи сокращений СНВ с ограничениями на стратегические оборонительные вооружения, взаимного контроля сокращений. На первый план США выдвигают принцип адаптивности и гибкости вооружений для своевременного реагирования на непредвиденные угрозы.
Правда, разногласия по этим вопросам внутри американского руководства не прекращаются. Например, администрация Буша так и не убедила лидеров Демократической партии в разумности ставки на системы НПРО. Перед началом антитеррористической операции в Афганистане демократы добились сокращения ассигнований на НПРО на $1,3 млрд. Эти средства были направлены на закупку обычных вооружений и борьбу с терроризмом. Демократы продолжают остро критиковать и решение перевести часть снимаемых носителей боеголовок в состав сил реагирования (резерв) вместо уничтожения. По словам председателя Комитета по делам вооруженных сил Сената демократа К.Левина, такая мера не означает ликвидацию вооружений и позволит в течение недели восстановить ядерный потенциал. Но к негативной позиции России пока прислушиваются лишь демократы. Как считает ряд американских специалистов, нынешний подход Америки к сокращению вооружений и созданию НПРО может привести к тому, что Россия не станет уничтожать свои боеголовки. Это повысит угрозу распространения оружия массового уничтожения. Соответственно возрастет и угроза для США, поскольку новая стратегия оставляет возможность для России сохранить многозарядные межконтинентальные ракеты наземного базирования, которые она собирались уничтожить.
Администрации Буша до сих пор предлагают отказаться от идеи создания НПРО и выхода из Договора по ПРО 1972 года, так как это не только затрагивает интересы России, но и ставит под сомнение всю систему глобальной безопасности. Вашингтон мог бы создать систему для отражения "ограниченных угроз" и нестратегическую ПРО для НАТО и в то же время предоставить определенные гарантии России.
Действия США не встречают поддержки и в ряде ведущих мировых держав. Так, в Пекине заявили, что создание НПРО будет иметь "далеко идущее и широко негативное влияние на глобальный и региональный стратегический баланс и стабильность". Международные эксперты считают, что если администрация Буша решит реализовать программу НПРО, Китай ответит "резким скачком" в области ядерных вооружений. При этом не исключена "цепная реакция", и этому примеру могут последовать Индия, Пакистан и даже неядерная Япония. Кроме того, под удар попали и страны Европы, оказавшиеся перед дилеммой: разворачивать собственные системы ПРО или же констатировать расхождение собственных интересов безопасности со стремлениями США. Пока внутренняя оппозиция оказывает давление на главного союзника Америки – Великобританию, считая, что правительство Блэра затягивает решение этого вопроса. Ведь в проекте НПРО важную роль будут играть американские базы разведки и раннего радиолокационного предупреждения, расположенные на острове.
Но, судя по всему, мало что может остановить администрацию Буша. В этом году в военном бюджете США Управлению ПРО Минобороны выделено около $8 млрд. Всего же на создание НПРО потребуется как минимум около $60 миллиардов. В ответ на критику специалистов, предупреждающих, что новая система при своей дороговизне не сможет полностью гарантировать безопасность страны от применения ядерного оружия, Белый дом снизил планку требований к НПРО. По заявлению американской администрации, эффективность национальной системы противоракетной обороны "существенно менее 95% вполне достаточна для сдерживания потенциальных угроз".