Ныне молчать уже невмоготу. То ли многие священники потеряли всякий стыд, то ли исчезли остатки их харизмы, охлаждавшие некогда пыл особо активных острословов. Но скорее всего, и то и другое, и в придачу – окончательная победа государства над церковью, уравнявшая в правах общественные организации и отдельных людей. Что касается прав, то добровольная реализация сексуальных пристрастий среди рукоположенных и постриженных взрослых – дело сугубо внутреннее, касающееся только Церкви и ее служителей. Иной вопрос, если неутолимый зуд страсти заставляет священника ссориться с законом.
Аукнуться подобная ссора может не сразу, однако последствия будет иметь самые разнообразные. О распространителях детской порнографии, облаченных в сутаны, "Yтро" уже сообщало. Теперь слово за Конференцией католических епископов США, которая пройдет в июне этого года. Одним из главных ее вопросов станет ситуация, сложившаяся в Католической Церкви Америки. Серия скандалов, связанных с безнравственным (в том числе и преступным) поведением духовенства, привела к тому, что в целом ряде епархий несколько священников были смещены со своих постов, ограничены в служении или приговорены к наказанию. Так, в конце февраля суд Бостона не поскупился на 10 лет тюремного заключения для священника Джона Джогана, жертвами сексуальных домогательств которого стали 130 мальчиков. Что характерно, кардинал Бернард Лоу, возглавляющий Бостонскую митрополию, отреагировал на жалобы прихожан... предоставлением престарелому педофилу места в новом приходе. Епископ же города Палм-Бич (Флорида) Энтони О'Коннелл вынужден был уйти в отставку после того, как бывший семинарист Кристофер Диксон обвинил его в сексуальных домогательствах, имевших место более 25 лет назад.
Похоже на то, что это была последняя капля, переполнившая чашу терпения высокопоставленных священнослужителей США, всерьез обеспокоенных проблемой восстановления репутации. Теперь им предстоит перенимать опыт европейских коллег по борьбе с сексуальными преступлениями. Возможно, они решат эту проблему так, как решили ее в Великобритании. Но вероятнее всего продвинутые заокеанские технократы в сутанах, помешанные на статистике и тестах, найдут очередную панацею в методике определения гомосексуальных наклонностей семинаристов, которая разрабатывается в Ватикане. Тамошний префект Конгрегации католического образования архиепископ Зенон Грохолевский рассматривает сейчас вопрос о привлечении психиатров и психологов к определению пригодности семинариста к дальнейшему служению. По его словам, "мнение этих специалистов в момент принятия решения о посвящении может оказаться достаточно весомым".
Сей пассаж можно рассматривать как доказательство тупика, в который рано или поздно заходит любая идеологическая структура, каковой в данном случае является Католическая Церковь. Действительно, привлечение любых сторонних экспертов к решению внутренних вопросов Церкви чревато тем, что рано или поздно Церковь как общественный институт окажется целиком подконтрольной собственной пастве. Прецедент породит практику, практика обернется изменением статуса, ибо капля точит камень. К сожалению, это едва ли решит вопрос сексуальных преступлений духовенства.
Наивно полагать, что Церковь не понимает всех возможных последствий, в том числе и перспективы утраты своего статуса. Очень даже понимает. Именно поэтому в январе нынешнего года Ватикан опубликовал правила, по которым следует судить католических священников, уличенных в педофилии. Основное положение документа – сохранение информации о случаях сексуального харассмента по отношению к детям в тайне от светских властей. Максимум, что грозит педофилу – лишение сана без всякой уголовной ответственности. Что характерно, такую практику одобрил секретарь по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он считает, что, поскольку дело касается тайны исповеди (во время которой обычно выясняются разнообразные деликатные подробности), огласке такая информация подлежать не должна.
Отец Всеволод утверждает, что сама Церковь не в состоянии обеспечить уголовное преследование по факту преступлений, а потому не препятствует светскому правосудию (коль скоро само правосудие будет осведомлено о факте преступления). Однако быть инициаторами преследования святые отцы не намерены.
Есть над чем подумать. В частности, над тем, что христианские священнослужители фактически ходят по лезвию ножа, только что не напрямую нарушая законодательство, согласно которому их действия могут быть расценены как пособничество в преступлении. Читаем Уголовный кодекс РФ (статья 33-5): "Пособником признается лицо... заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления". Неопределенность момента заключается в том, что заявление священнослужителя относительно преступных действий собрата по вере само по себе не может считаться доказательством преступления. И в данный момент только это обстоятельство позволяет Церкви заниматься самостоятельной "чисткой рядов".
Насколько успешны будут действия европейских, российских, а теперь еще и американских христиан, покажет время. В ноябре прошлого года Папа счел нужным покаяться перед жертвами сексуальных преступлений. Естественно, обильных плодов акция не принесла.
Вот еще один из многочисленных фактов сексуальных преступлений священников – за него пока еще никто не каялся. Один из главных католических иерархов Польши, архиепископ познанский Юлиуш Паец в течение нескольких лет осуществлял сексуальные домогательства по отношению к священникам и семинаристам. Писали в польский епископат, в Синод епископов, папскому нунцию, Папе... Написали бы, должно быть, святому Петру, но Папа опередил любителей эпистолярного жанра. Теперь представители Ватикана решают, что делать со старым развратником.