Что ж, ни один уважающий себя король не откажется от власти. Но не у всякого хватит при этом наглости называть себя "отцом народа". Однако его самого это обстоятельство, судя по всему, беспокоит мало. "Его величество всегда повторял, что возьмет на себя любые обязанности, которые захочет возложить на него народ", - заявляет Хамид Сикид.
Если так, то первой обязанностью "его величества" (пока все-таки в кавычках) должно стать обеспечение работы Лойи Джирги – своеобразного всеафганского съезда делегатов от племен. В июне нынешнего года он должен председательствовать в Лойя Джирге, и от того, как он поведет себя, во многом будет зависеть стабильность ситуации внутри Афганистана.
За время гражданской войны, которая началась фактически с момента свержения Захир Шаха, еще не окончена, в Афганистане не осталось ничего, что напоминало бы прежнюю страну. Голод, разруха, страшная нищета и постоянное ожидание смерти изуродовали не только тела, но и души. Они стали привычны для афганского народа, как горы, как солнце, как когда-то кяризы (подземные оросительные галереи) и пуштунвали - кодекса чести, без которого не должен, не может мыслить себя пуштун.
Сейчас кяризы (те, которые не отравлены и не сожжены еще во время нашего в Афганистане присутствия) добивают американцы, а пуштунвали втоптан в грязь талибами. Те, которым сейчас тридцать, еще отчасти знают, как воспитывать детей. Те, которым нет двадцати, уже не понимают, на что ориентироваться и какие ценности выбирать для себя. Шурави построили заводы, ввязались в войну, уничтожили многих и ушли. Талибы* - вроде бы свои, пуштуны. Но уничтожили они не меньше, хотя, надо признать, что какое-то подобие порядка при них наблюдалось. Порядка своеобразного, унизительного для многих, но хотя бы понятного с точки зрения исламского фундаментализма. Американцы не строили ничего – они просто убивали, не только талибов, но и мирных жителей. Был Наджибулла, растерзанный пуштунскими "братьями". Был Масуд, взорванный камикадзе.
Афганский народ устал от войны, но уже не может не воевать. Тридцать лет подряд на земле Афганистана рождались дети, для которых война не ограничивалась кровной местью. Первые десять из этих тридцати лет им, должно быть, говорили о том, что война скоро кончится. Потом перестали. Забыли.
О Лойя Джирге говорили и при шурави, и при талибах, и под бомбами Штатов. А между тем последний раз она собиралась в 1964 г., и нет никакой гарантии, что традиция, уходящая корнями в незапамятные времена, не забыта вместе с перспективой окончания войны. 320 человек, которые должны собраться на Лойя Джиргу, - это не только делегаты от племен. Это еще и представители партий, которых в Афганистане больше чем достаточно для того, чтобы война продолжалась. Кроме того, не стоит забывать, что Афганистан – государство, состоящее не из одних пуштунов. Таджики, туркмены, множество мелких народов – все они негласно или явно (в зависимости от сиюминутной политической ситуации) противостояли пуштунам или, наоборот, были с ними в союзе. Многонациональное государство – проблема сама по себе, а в условиях гражданской войны – трижды проблема. Единственный компромисс, к которому могут придти сейчас афганцы – это реставрация. Единственный человек, способный по-настоящему реставрировать монархию в Афганистане – это Захир Шах.
И король возвращается. Ему 87 лет. Он придет на землю, от которой остались только горы и опиумный мак. Ею он – с согласия народа – намеревается править. Как встарь. Вот только нет уже ни страны, ни народа.
* Организация запрещена на территории РФ