Религиозная монополия за государственный счет

Читать в полной версии →
Свобода совести в России – это свобода молиться на свой лад. Детей молиться научит, конечно же, школа

Настойчивое стремление православной церкви сблизиться с государством вопреки всем конституционным нормам вполне объяснимо. Свято место пусто не бывает, а место идеологического лидера в России пока не занято. Экстрасенсы не прошли по конкурсу: чересчур экзальтированны, и наш не особенно темпераментный народ такого нервного напряжения вынести не в состоянии. Пробовали сделать себе кумира из рыночной экономики – кумир получился кривой и напрочь коррумпированный. Тогда вспомнили об истории России – и тут, как по заказу, на сцену явилась РПЦ со всеми вытекающими последствиями: реки елея, моря святой воды и могучие потоки мирра. Народ начал активно креститься, причем даже те, кто сроду не верил в бога. Дабы избежать обвинений в голословности, приведем данные исследовательской группы РОМИР. Православными себя считают 70% россиян, а вот в бога верит только половина из них. Смешно, правда? Оставшаяся же половина верит во что угодно – в дух, высшую силу, высший разум, а то и вообще не верит ни во что.

Не стоит, однако, обольщаться. РПЦ хватает и 35% последовательных приверженцев для того, чтобы предъявить свои права на светское государство. Которое, что характерно, споспешествует церкви изо всех последних сил. Оно, видимо, тоже нуждается в идеологическом лидере, и нужда его безотлагательна. В прессе, по телевидению постоянно муссируются разнообразные клерикальные темы и настроения. Великий пост стал фактически обязательным для высших чиновников: не так давно со звериной серьезностью сообщалось о причинах несоблюдения поста теми или иными государственными деятелями. В Кремле разработали особое меню для постящихся. Можно поспорить, что это сейчас хит сезона, поскольку разрекламировано сие меню перед народом и в газетах, и в Интернете, и по ТВ.

Свобода совести в России – это всего лишь свобода вероисповедания. Свободы от вероисповедания у нас, к сожалению, практически уже нет. Слово "атеист" стало ругательным, и на атеистов косятся даже с большим недоверием, чем на "лиц кавказской национальности". А что вы хотите, если МИД России выдает рекомендации Ватикану в свете последних веяний политики РПЦ, а трогательные отзывы архимандрита Тихона Шевкунова о Путине давно стали достоянием всей России.

Между тем жест Министерства иностранных дел есть не что иное, как попытка вмешательства России в дела другого государства. Попытка необоснованная и некорректная, поскольку речь шла сугубо о внутренней структуре Ватикана, а не об изменении его политики по отношению к России. От этого жеста осталась всего пара-другая шагов до клерикализации все еще светского государства, и церковь планомерно настаивает на том, чтобы они были сделаны.

Однако в первую очередь ей необходимо обеспечить себе тылы. А сделать это она может только за счет увеличения своей роли в жизни детей и подростков.

Наиболее активно на этом поприще проявил себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев, из уст которого неоднократно раздавались призывы слияния школы и церкви, запрещения преподавания в школе отдельных светских дисциплин и тому подобная неконституционная пропаганда. Начал он с того, что осудил "монополию атеизма" в системе образования, в чем весьма и преуспел; однако министр образования Владимир Филиппов оказался не готов к прямому нарушению основного закона страны, осужденного митрополитом. Нынешние школьники, а также их атеистически настроенные родители могут вздохнуть с облегчением: обязательного преподавания основ православия и Закона Божьего в средней школе не будет. Таким образом, у церкви остается только одна лазейка: факультативные занятия во внеурочное время.

Даже такая постановка вопроса сама по себе для светского государства представляет нечто абсурдное: школа, которая призвана прививать научный взгляд на существующий мир, предоставляет крышу церкви, начисто отвергающей любые попытки научного обоснования бытия. Вместо того, чтобы дать школьникам всестороннее философское образование, их учат слепо поклоняться тому, чего, с научной точки зрения, нет и быть не может. Причем иные государственные деятели (не знакомые, по-видимому, с наукой, в частности философией) не только одобряют подобную постановку вопроса, но и поощряют ее.

Так, например, омский губернатор Леонид Полежаев заявил, что будет всячески способствовать введению в школах области факультативов по истории православия. Сей достойный муж имеет свой взгляд на государственную систему образования, которая, по его мнению, должна помочь новому поколению лучше познакомиться с историей отчизны. На это направлена его программа "Дорога к храму". Видимо, г-н Полежаев считает, что история отчизны – это сугубо история РПЦ. И для того, чтобы "дорога" к ней стала короче, в омских детских домах создаются "православные уголки", а на бюджетные средства возводятся православные храмы.

Почему они должны возводиться на бюджетные средства (то есть на деньги налогоплательщиков, среди которых, судя по статистике, последовательных православных от силы 35%) – вопрос отдельный. Сейчас речь идет о школе, поэтому проследим за ходом мысли его губернаторства Полежаева дальше. Одним из доводов в защиту активного введения в школах упомянутого факультатива, с его точки зрения, является автоматическое решение вопроса трудоустройства выпускников теологического факультета Омского государственного университета. Гип-гип ура! Наконец-то будут пристроены теологи. Только один маленький вопрос к господину губернатору: почему бы на бюджетные средства не построить пару десятков хороших больниц (как раз по деньгам на пяток раззолоченных храмов потянет) и не устроить туда на работу выпускников медицинских вузов города Омска? Или наш знаменитый филантроп в лице святой Русской Православной Церкви (а вслед за ней и омский губернатор) в заботе своей о человеках считает их жизнь настолько бренной и паршивой, что тратиться на ее охранение просто не стоит? Ах, да. Речь-то идет о храмах. Конечно, пища духовная много важнее пищи телесной. Медики подождут, это теологи ждать не могут.

Что ж, позиция теологов ясна. А непонятно вот что: почему молчат те 65% российских граждан, которые не относят себя к последовательным православным? Впрочем, в России исстари с одобрения большинства велись только освободительные войны. А самодержавие, православие и народность – это понятия, давно ласкающие слух патриотов. С самодержавием туговато, конечно, ну да ничего. На православии кривая вывезет. Не привыкать.

Ирина ОРЕНИНА |
Выбор читателей