Россия запала на экстрим

Читать в полной версии →
Океан стал близок человечеству, но остался все так же далек от обыкновенного человека, как и прежде. Дети готовы на все, лишь бы сбылась их мечта. А на что готовы взрослые?

Яхты, лошади, парашюты, воздушные шары – состоятельных людей все это уже не впечатляет, особенно в границах родного государства. Человеку хочется чего-то… Чего-то такого… Когда говорят "такого", обычно уже не добавляют, какого именно, а просто пальцами в воздухе шевелят: вот "такого", чтобы – ах! И обязательно – ух ты!!! И чтоб дух захватывало.

Сегодня не нужно быть старым морским волком, чтобы обогнуть землю хоть по параллели, хоть по меридиану. Опытные инструкторы за отдельную плату объяснят, что для этого нужно сделать, где достать необходимое оборудование и как оформить необходимые документы. Покупай яхту – и вперед вокруг света. А не хочешь яхту – отправляйся в космос или к Северному полюсу. Да, такой аттракцион стал вполне доступным для наших богатых соотечественников, 8 апреля к "шапке земли" стартует первая туристическая экспедиция.

Но что это я все о богатых да о богатых. Вот, если взять, к примеру, среднего россиянина, то получится, что его очень даже впечатляет перспектива и на яхте походить, и верхом поездить, и с парашютом прыгнуть, да и с альпенштоком по горам полазить тоже не откажется. Когда минувшим летом в Севастополе детей бесплатно поднимали на воздушном шаре, очередь стояла с Yтра до вечера, и от желающих не было отбоя. Экстремальные виды спорта и экстремальный туризм всегда были в почете – хоть в России, хоть где – и у нищих, и у богатых. Только вот нищим приходится довольствоваться бегом трусцой.

А между тем традиции экстремального спорта в нашей стране богаты и разнообразны. С альпинизмом я знакома плохо, с парашютным спортом тоже. Но вот, что касается яхтенных гонок, то известно, что еще в 1713 г. Петр I учредил в Петербурге "Потомственный Невский флот" – прототип всех современных яхт-клубов "для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании". На специально созданной "Партикулярной верфи" были построены лодки и буеры, безвозмездно розданные частным лицам и государственным учреждениям с одним-единственным условием: содержать суда в порядке. Этот принцип был положен в основу советских парусных школ: государственные дотации и профсоюзные отчисления позволяли и строить, и ремонтировать лодки, да и на обучение денег хватало. В результате на протяжении более чем 25 лет наши спортсмены были если не лучшими, то одними из самых серьезных противников лучших яхтсменов Европы.

Конный спорт развивался в России по европейскому образцу с 1766 г., а конные скачки в виде официальных состязаний стали проводиться с 1826 года. Правда, скачки и выездка всегда были удовольствием для "сливок" общества, но с 20-х на волне расцвета отечественного коннозаводства конный спорт стал доступен фактически всем желающим. Ничего удивительного поэтому нет в том, что с 1959 по 1972 гг. наши спортсмены выигрывали крупнейшие международные соревнования по конному спорту, а детско-юношеские спортивные школы в изобилии процветали и при ипподромах, и при конезаводах.

О достижениях отечественных спортсменов давно никто не вспоминает, а детские спортивные школы и секции экстремальных видов спорта доступны только детям очень состоятельных родителей. В Санкт-Петербурге давно уже прекратил свое существование один из лучших яхт-клубов – яхт-клуб Балтийского морского пароходства. Впрочем, пароходство тоже вымерло. И питерским яхтсменам остался только Центральный яхт-клуб профсоюзов. А в городке Новая Ладога в 1999 г. я своими глазами наблюдала жуткую картину ремонта бона (для тех, кто не знает – такой специальный причал): детишки 10-14 лет с молотками и пилами, рискуя провалиться в воду, латали дыры для того, чтобы гости из Петербурга могли сойти с яхты на бон.

Но отсутствие денег – полбеды. Уходят опытнейшие тренеры – кто-то умирает, а кому-то просто хочется кушать – и дети остаются… да кто с чем. В той же самой Новой Ладоге в том же самом 1999 г. детей под угрозой исключения из яхт-клуба заставляли принимать участие в экспедиции по Белому морю. Казалось бы, нет такого ребенка, который откажется от удивительного приключения – несколько недель в настоящем "взрослом" плавании. Однако двумя экспедиционными лодками – "Витязем" и "Русичем" – командовал абсолютно посторонний для парусного спорта человек по фамилии Голубков. Он не был даже моряком. Зато он отлично знал, как распорядиться экспедиционным денежным фондом. В итоге ребята остались на жиденькой овсянке и без возможности ремонта лодок, а домой возвращались как из концлагеря – истощенные, измученные, до смерти напуганные страшными штормами, от которых спасались сами, собственными силами – рассчитывать на Голубкова было не просто бесполезно, но и опасно.

С детскими школами верховой езды ситуация тоже не безоблачная. Для того, чтобы заработать право поездить верхом, ребенку 12-14 лет приходится выполнять тяжелую работу конюха, которую ему никто и не думает оплачивать. По этому принципу построена работа практически всех коммерческих конюшен, подрабатывающих извозом "богатеньких буратино" в экипажах и сдачей лошадей в прокат. Травматизм в таких "школах" непростительно высок, а обучение не поднимается выше начального уровня подготовки. Дети, "обучавшиеся" в таких "школах" не только не знают, как правильно ездить верхом, но даже как правильно ухаживать за лошадью.

Конечно, для предотвращения травматизма проще всего закрыть все эти доморощенные школы, секции и клубы. Но это не решит проблему. Подростки, для которых Северный полюс – синоним несбыточного, сами, своими руками будут строить лодки – вообще без участия взрослых; сами будут бегать в конюшни, заводить знакомства среди конюхов и учиться ездить верхом. Дети – это неискоренимые романтики, для которых не существует слишком маленьких щелей. Они все равно будут лезть "куда не следует", и единственная нормальная возможность сделать их энергичную жажду риска безопасной и полезной – это развивать детские секции экстремальных видов спорта.

Вместо этого со всех сторон на нас обрушивается реклама. Хочешь в подводный мир на Канары? Сейчас устроим! Полюс желаете? На любой вкус! Черепаху Тортиллу на Луне посмотреть хотите? Нет проблем!

Интересно, услышим мы вместо рекламы когда-нибудь о том, что правительство или какой-нибудь меценат развернули программу оснащения детских конно-спортивных и парусных школ? Просто чтобы полюс перестал быть "для избранных". Чтобы стал ближе к нашим детям.

Ирина ОРЕНИНА |
Выбор читателей