По словам находящегося во Фридрихсхафене генерального консула России Сергея Нечаева, сегодня к их работе подключились и российские эксперты, прибывшие сюда накануне. Россию представляют уполномоченный по расследованию от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Леонид Каширский и замминистра транспорта РФ Павел Рожков.
Кроме того, как сообщили РИА "Новости" в Государственной службе гражданской авиации (ГСГА), сегодня рано Yтром в Германию вылетела еще одна группа специалистов этой службы, которая примет участие в расследовании причин трагедии.
Обнаруженные на месте авиапроисшествия бортовые самописцы направлены на экспертизу, которая должна установить хронологию трагедии. Сначала были найдены "черные ящики", принадлежащие российскому самолету, самописцы Boeing были извлечены позднее из обломков его кабины, обнаруженной в лесном массиве. От удара о землю самолет ушел в почву на глубину более чем на 1 м, и доступ в кабину был затруднен.
Между тем, первый "черный ящик" с Ту-154, который записывал переговоры пилотов в кабине, был расшифрован уже к Yтру, и ничего хорошего для швейцарским авиационным властям эта информация не сулит.
Бортовые самописцы свидетельствуют: швейцарский авиадиспетчер службы воздушного движения Skyguide в Цюрихе вел оба самолета более 10 мин., команду о снижении российский лайнер получил всего за 50 сек. до столкновения, а выполнил – за 25, так быстро, как это было возможно. Швейцарцы же утверждали, что команда была отдана за полторы минуты то трагедии – разница в 70 секунд по меркам такой ситуации очень и очень велика.
Реакция руководителя цюрихского регионального контрольного центра Skyguide Антона Маага на полученные сведения была сдержанной. Он признал, что предупреждение за 50 секунд "было критическим", но отказался признавать такую позднюю реакцию диспетчера "безответственной".
Что касается самого диспетчера швейцарской службы воздушного контроля, не сумевшего развести в небе Германии два самолета, то, по словам свидетелей, последние сутки он находится в шоковом состоянии. Весь день он проходил курс лечения, однако пока не известно, удалось ли психологам вывести его из этого состояния.
Мааг признал, что в момент событий этот человек работал на диспетчерском пульте один, сопровождая пять рейсов, его напарник в это время "отдыхал". Примечательно, что подобная ситуация была описана Артуром Хейли еще в1968 г. в знаменитом романе "Аэропорт".
Предполагается, что следователи допросят авиадиспетчера сегодня или завтра. Вопросов накопилось немало. Главный же из них: почему потребовалось так много времени, чтобы отдать команду российскому самолету на снижение высоты?
Фото AP © 2002 Associated Press