Напомним, что ранее Минфин в "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу" прогнозировал, что общий объем госдолга РФ в конце 2002 года составит $158,5 млрд., или 48,2% ВВП. Однако, как передал РБК, 5 июля ЦБ заявил, что объем внешнего долга России, рассчитываемый по международной методологии, уменьшился за первый квартал в общей сложности на $1,1 млрд. По состоянию на 1 апреля 2002 г. его объем снизился до $149,9 млрд. против $151,0 млрд. в январе. Успех налицо.
Далее из сообщения ЦБ следует, что внешняя задолженность органов государственного управления уменьшилась за январь-апрель на $2,2 млрд. – с $113,4 млрд. до $111,2 млрд. Сокращение шло как в части "новых" долгов, так и в части долга бывшего СССР. В то же время на $1,1 млрд. увеличилась задолженность предприятий нефинансового сектора – преимущественно за счет "прочих" кредитов. Минфин исправно платил как основной долг, так и проценты, и всего за январь-март за рубеж было отправлено около $4 млрд.
Внешнее долговое бремя нашей страны сократилось с 48,9% ВВП на 1 января до 48,4% ВВП на 1 апреля. Однако несмотря на это долговая проблема продолжает оставаться одной из самых острых, ведь в 2003 году нашей стране предстоит выплатить более $17 млрд. по внешним долгам.
Напомним, что в соответствии с первоначальным графиком Россия должна была выплатить кредиторам в 2003 году $20,5 миллиардов, что являлось максимальным за последние годы уровнем платежей. Однако, по данным Минфина, благодаря ряду операций по управлению долгом эта сумма уменьшилась до $15-$17 млрд. (в зависимости от развития ситуации на мировых рынках и успеха переговоров с кредиторами). Говорят, что по поручению Минфина выкуп проводят долгов контролируемые государством банки. Однако Минфин настаивает, что банки это делают по собственной инициативе.
Как бы то ни было, выплаты по внешнему долгу создают повышенную нагрузку на государственный бюджет. По словам главы бюджетного Комитета Госдумы Александра Жукова, "законопроект о бюджете на предстоящий год может столкнуться с куда большими сложностями, чем его предшественники. Необходимость выплаты Россией внешнего долга в большем, чем ранее, объеме может ограничить возможности финансирования других статей расходов федерального бюджета. Естественно, депутаты будут не в восторге от этого".
И действительно, по мере приближения основной "рубки" за бюджет оптимизм минфиновских чиновников, который они излучали в начале года, постепенно куда-то испаряется. Мировая финансовая конъюнктура опять повернулась к ним не тем местом: доллар-то потихоньку падает, а у нас в долларах только 40% внешнего долга (остальная часть в других валютах).
Но дело даже не в этом. Главное – это то, что в следующем году и, наверное, в 2004 тоже мы остаемся без промышленной политики, структурной и административной реформы. Как раз к президентским выборам нас ждет новая девальвация, поэтому осмысленной экономической политики снова не предвидится, зато предвидятся новые займы с целью оттянуть девальвацию, перетащив ее за Рубикон выборов.
Как работает сейчас наша экономика? Основным фактором роста, по словам вице-президента и главного экономиста "Тройки-Диалог" Евгения Гавриленкова, является инвестиционная активность ТЭКа и транспорта, поглощающих более 50% всех инвестиций. Иными словами, инвестиционный спрос экспортеров определяет динамику роста всей экономики. Реальные доходы и потребительский спрос при этом повторяют динамику инвестиций с лагом в один квартал, что позволяет и другим отраслям российской экономики увеличить свое производство.
Этот механизм экономического роста сложился по факту, без какого бы то ни было осмысленного вмешательства людей (из правительства), но он достаточно устойчив, что дает возможность экономистам Грефа смело прогнозировать роста ВВП на уровне 4% в будущем году. Тем не менее, как считает Гавриленков, потенциал у российской экономики гораздо выше. Она могла бы расти на 8-10% в год. Однако для этого надо что-то делать.
Например, необходимо провести административную реформу, которая, напомним, была признана приоритетом государственной политики в ежегодном послании президента Федеральному Собранию. Надо разработать промышленную политику, провести структурные реформы. Но в проект бюджета 2003 года расходы на административную реформу не заложены, поскольку концепции самой реформы пока не существует. Не будет в будущем году и никакой специальной "промышленной политики", потому что главное сейчас – разобраться с проблемой внешнего долга. В целом же, разработанный бюджет, по словам Гавриленкова, не является активным инструментом, который бы стимулировал экономический рост. По его мнению, следующий год вновь будут потерян для обсуждения проблем промышленной политики. Конечно, в прошлом году правительство несколько сгладило пик выплат по внешнему долгу, выплатив часть долга вперед и проведя определенные операции buyback. Тем не менее, в 2003 году надо будет выплатить, как сказал Кудрин, не менее $17,2 млрд., из которых чуть больше $9 млрд. – это погашение основной части долга.
Строго говоря, это и есть размер профицита, который нам нужен. То есть бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение профицита как минимум в $9 млрд., что составит около 2,4% ВВП. В то же время в будущем году планируется получить профицит объемом чуть меньше 1% ВВП. И правительство предполагает осуществить в связи с этим некие заимствования. В этом смысле бюджетную политику на будущий год, конечно, нельзя назвать ни агрессивной, ни амбициозной.
Но не всё так просто. Понятно, что долговое бремя можно было бы сокращать ускоренными темпами, если стремиться к профициту, который в 2,5 раза больше запланированного. Однако этому мешают инициативы не только правительства, но и других структур, в частности, администрации президента. Например, повышение окладов военным, сотрудникам МВД, другим категориям госслужащих означает ощутимое увеличение нагрузки на бюджет, ведь речь идет о нескольких миллионах человек. А ведь это не было инициативой Минфина: Кремль настоял, и правительство взяло под козырек. Гавриленков считает, что в данном случае правительство сверстало бюджет с меньшим профицитом, чем требовалось бы для проведения активной долговой политики, потому что оно имеет дело с реальной политикой, которая не всегда согласуется с учебниками по макроэкономике.