Кто в Ираке всех сильней
Сегодняшняя антисаддамовская оппозиция в лице Иракского национального конгресса (ИНК) – крайне неоднородное и к тому же во многом декоративное объединение. ИНК был создан администрацией Клинтона в 1992 году и с тех пор существует преимущественно благодаря американской помощи. Большинство "видных" деятелей этой организации примкнули к ней лишь в последние годы и не обладают на родине сколько-нибудь ощутимым влиянием.
Традиционно в Ираке существовали три силы, способные хоть как-то противостоять власти Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ): курдское и шиитское движения, а также Иракская коммунистическая партия (ИКП). Последняя была создана еще в 1934 году и в 1959-м вступила в жесткую конфронтацию с ПАСВ. За год до прихода к власти последней ИКП разделилась на две враждовавшие друг с другом фракции: "Центральное командование" и "Центральный комитет". Соперничество между ними значительно ослабило позиции коммунистов. Однако еще больший удар нанес им коварный Саддам Хусейн. Стремясь заручиться поддержкой ИКП в борьбе с курдами и шиитами, летом 1973-го он предложил "Центральному комитету" официальное признание и участие в органах власти в обмен на лояльность правящему режиму. В результате борьба между фракциями ИКП обострилась больше прежнего и силы ее стремительно истощались. Когда же коммунисты уже не представляли реальной угрозы власти, Хусейн развернул против обеих фракций волну тотального террора. Все без исключения сторонники ИКП были объявлены "предателями родины" и "иностранными агентами", сотни из них оказались в тюремных застенках, десятки были зверски казнены. Как следствие Коммунистическая партия ушла в глубокое подполье и с тех пор не проводила активной оппозиционной деятельности. Так на внутрииракской арене остались две основные силы, оказывавшие сопротивление режиму ПАСВ: национальное курдское и фундаменталистское шиитское движения.
Со времен Османской империи курды имели весьма богатый опыт политического самоуправления, чего нельзя сказать о шиитах. Курды отличаются от правящей верхушки Ирака этнически, однако идентичны с ней по своей религиозной принадлежности. Шииты наоборот: арабы, исповедующие иное направление ислама. Однако на протяжении второй половины XX столетия религиозный фактор играл гораздо меньшую роль во внутренней политике Ирака, нежели идеология арабского национализма. Данное обстоятельство наложило существенный отпечаток на масштабы и целенаправленность курдского движения по сравнению с шиитским. Не меньшее значение имеют и геостратегические условия, в которых развивалась курдская и шиитская оппозиция.
Курдские племена испокон веков обитают в северной части Ирака, отделенной от остальной территории страны труднопроходимой горной грядой. Это позволило им сохранять собственную этнокультурную идентичность, препятствуя широкому распространению влияний из Багдада. Благодаря столь выгодной изоляции курдские племена создали весьма многочисленные, хорошо оснащенные и дисциплинированные вооруженные формирования. Шииты, обитающие на юге, не "защищены" природой от центральных властей. Однако геостратегический фактор дает им и определенные преимущества: тогда как курдское сопротивление, ограниченное северными районами страны, носит локальный характер, шиитские восстания, как правило, охватывают значительную часть Ирака – от южных границ с Ираном до пригородов Багдада. Один из крупнейших шиитских центров, Касимейа, в прошлом отдаленный от столицы на 5 км, в последние десятилетия превратился в ее часть, так что теперь большинство жителей города являются шиитами – и это перенесло линию конфронтации между ними и властью в самый центр государства Хусейна.
Оплот оппозиции
Шиитское движение традиционно представляет для багдадского режима самую серьезную внутреннюю угрозу. Тем более что шиитская община всегда являла собой благодатную почву для деятельности различных оппозиционных партий и группировок. В то время когда полудикие курдские "джигиты" еще бегали по горам, занимаясь преимущественно межплеменными "разборками" и бандитскими налетами, шииты уже образовали первую в Ираке оппозиционную партию. В 20-х годах появилась "Аль-Нахда", а чуть позже и "Исполнительный комитет иракских шиитов". В конце 20-х – начале 30-х гг. в шиитской общине стали создаваться первые марксистские кружки, часть которых поддерживала тайные контакты с Коммунистической партией соседнего Ирана. После того как весной 1931 года тегеранские власти расправились с большинством ее лидеров (остальные бежали в СССР и во второй половине 30-х были репрессированы), шиитские коммунисты Ирака продолжили действовать самостоятельно. Они вели себя настолько энергично, что к началу 50-х ИКП уже представляла весьма серьезную альтернативу местному шиитскому духовенству. Когда в 1956 году в Эн-Неджефе начались массовые антиправительственные демонстрации, улемы призвали их участников прекратить выступления против властей. Однако обращение религиозных авторитетов так и осталось не услышанным, поскольку беспорядками руководили коммунисты. Кстати, многие из лидеров ИКП относились именно к шиитской общине. Самым известным из них является один из основателей Компартии Ирака Махади Хашем.
В конце 40-х гг. на юге Ирака в населенных пунктах, расположенных поблизости от иранской границы, была зафиксирована активность советской агентуры. Главная ее задача заключалась в зондировании почвы для создания в данном регионе еще одного плацдарма СССР. В то же время Москва оказывала весьма существенную помощь иракским курдам, рассматривая их как потенциальных союзников в борьбе с британским и американским присутствием на Ближнем и Среднем Востоке. Однако с приходом к власти ПАСВ в 1968 году Советский Союз перестал поддерживать курдов и утратил всякий интерес к шиитским коммунистам. Но свято место пусто не бывает: на севере Ирака образовавшийся вакуум заполнила израильская разведка "Моссад", а на юге – иранский САВАК.
Опыт противостояния
Первое вооруженное сопротивление багдадским властям в XX столетии оказали опять же шииты. До поэтапного разоружения в середине 30-х годов они представляли собой весьма внушительную военную силу и нередко угрожали англичанам (в 1920 году) и самому Багдаду (восстания 1922-23, 1927, 1935-37). Однако впоследствии шиитская оппозиция была уже не в состоянии угрожать суннитской гегемонии (особенно после армейской реформы 1934-го).
С приходом к власти ПАСВ шиитская оппозиция открыто выступила против нового режима и даже попыталась, свергнув его, захватить власть. Примечательно, что лидерами восстания, начавшегося на юге Ирака весной 1969 года, выступали уже идеологи современного шиитского фундаментализма. После его поражения многие из них были депортированы (большинство бежало в Ливан, где впоследствии приняло участие в создании "Хезболлы"), арестованы или уничтожены. Несмотря на это вооруженные выступления шиитов против Саддама Хусейна продолжались и в следующем десятилетии. Наиболее массовые из них произошли в 1974 и 1979-80 гг. Самым мощным за весь период конца 60-х – конца 70-х стало шиитское восстание, захлестнувшее южные районы страны в феврале 1977-го. Его удалось подавить лишь благодаря переброске сюда значительной части подразделений иракской армии. В результате столкновений погибло около сотни человек, 2000 шиитов были арестованы. Два года спустя власти попытались задержать главного духовного лидера шиитской оппозиции, Мухаммада Бакра ас-Садра. Узнав об этом, на улицы южно-иракских городов вышли практически все их жители, и режим испугался всеобщей гражданской войны. Тогда аятоллу отпустили, однако на следующий год он все-таки был тайно умерщвлен, что повлекло за собой не менее жестокую реакцию шиитов – покушение на зам. премьер-министра Тарика Азиза. В ответ Хусейн распорядился депортировать в соседний Иран тысячи иракских шиитов.
В дальнейшем ирано-иракская война существенно облегчило Багдаду борьбу с собственной шиитской оппозицией. Однако как только Саддам Хусейн понес поражение в столкновении с международной коалицией в 1991 году, в марте того же года на юге вновь вспыхнул страшный шиитский бунт. По мнению многих экспертов, он был самым широкомасштабным и кровавым из всех, что до сих пор знала иракская земля. Вскоре восставших поддержали на севере страны вооруженные формирования курдов, а в центральной ее части выступили даже сунниты. В какой-то момент казалось, что повстанцам удается то, на что оказались неспособны армия и спецслужбы США и союзников. Ради спасения своего режима Хусейн бросил на юг практически всю свою армию. В боях с шиитами применялись бронетанковые соединения, тяжелая артиллерия и ВВС. При этом почти повсеместно использовался напалм, фосфорные снаряды и отравляющие газы. Несмотря на это, столкновения продолжались с начала до самого конца марта, а кое-где сопротивление удалось подавить лишь к середине апреля. Жертвы среди шиитов исчислялись десятками тысяч – в одном лишь Эн-Неджефе их было около 16 тыс. После поражения полмиллиона оставшихся в живых повстанцев бежали в Иран и еще около 80.000 – в болотистые районы Южного Ирака, где они скрываются до сих пор.
Хотя восстание 1991 года было жестоко подавлено и шиитской оппозиции был нанесен чуть ли не смертельный удар, она все-таки нашла в себе силы для продолжения сопротивления. Так, уже в середине 90-х возобновились беспорядки на юге Ирака. Самое массовое выступление последних лет произошло здесь в феврале-марте 1999 года. Оно было вызвано гибелью от рук иракских спецслужб духовного лидера местных шиитов Мухаммада Садека аль-Садра и двух его сыновей. Эпицентром восстания являлся второй по величине и значению город страны – Басра. На сей раз жестокое подавление беспорядков вызвало весьма резкую критику со стороны не только Ирана, но и ряда арабских стран, в том числе Ливана, где с момента восстания 1991 года значительно возросло влияние местной шиитской общины (в частности, в лице организации "Хезболла", многие лидеры которой, как мы уже отмечали, тесно связаны с иракской шиитской оппозицией).
Вооруженное сопротивление иракских шиитов властям не прекращалось на протяжении всего минувшего столетия. По некоторым сведениям, с началом грядущей американской операции шиитская оппозиция способна мобилизовать на борьбу с Хусейном несколько сотен тысяч человек. В таком случае шииты сыграют в Ираке роль, аналогичную пуштунам в Афганистане: и те и другие представляют большинство населения страны, находятся под влиянием современного исламского фундаментализма и на решающем этапе борьбы за власть проявили готовность сотрудничать с Вашингтоном. Именно об этом две недели назад впервые заявил лидер крупнейшей оппозиционной шиитской организации – Верховного Совета Исламской революции Ирака – Мохаммад Бакир аль-Хаким. До сих пор он категорически отказывался иметь дело с ненавистными американцами. Естественно, что его организации, обладающей собственными вооруженными силами, органами разведки и контрразведки, будет отведена одна из главных ролей в свержении Хусейна, а также в формировании нового иракского правительства.
О самом Бакир аль-Хакиме и возглавляемом им Верховном Совете Исламской революции Ирака более подробно читайте в следующей статье из серии материалов "Ирак после Саддама".