Во-первых, всплыла казавшаяся решенной проблема внутренних цен на электроэнергию, вновь составив компанию проблеме цен на газ. Ну что же делать: энергоносители и само электричество в России стоят меньше, чем они же при поставке на внешние рынки! Просто потому, что земля у нас, как известно, богатая... и щедрая. Но только для своих. Кому не нравится – приезжайте и живите в России, тут дешево. Однако партнеров по ВТО такой выход не устраивает: выравнивайте, говорят, цены. Хватит, дескать, российским производителям энергетическую халяву устраивать, пусть трудятся в равных условиях с зарубежными. Ну что им на это скажешь? Не понимают...
Во-вторых, страны-члены ВТО изо всех сил рвутся оказывать россиянам самые разнообразные услуги. А российское правительство – вредное такое! – их не пущает. Почему? Да потому, что российский рынок услуг – это сейчас довольно лакомый кусок, который, к тому же, будет расти буквально во рту у того, кому выпадет счастье его кушать. Отечественные "едоки" пока довольно слабы и малоопытны, так что приходится их ограждать от конкуренции мощных челюстей западных компаний. Но тех – попробуй удержи! Особенно ожесточенная борьба развернулась за доступ к банковскому, страховому и телекоммуникационному секторам рынка. И Россия, кажется, готова сдаться.
В-третьих, ВТОшники хотят оградить российское село от излишней государственной опеки. Конечно, никто не назовет чрезмерным нынешний уровень господдержки сельского хозяйства в России (около $2 млрд. в год). Но вдруг в один прекрасный день правительство РФ возьмет да и завалит аграриев субсидиями? Чтобы не произошло такой беды, максимальный уровень дотаций сельскому хозяйству в ВТО принято ограничивать исходя из существующих цифр. Применительно к России весь вопрос заключается в том, какой период взять за основу: начало 90-х, когда сельскому хозяйству выделялось свыше $13 млрд. в год, или 1995-97 годы, когда господдержка сократилась почти вдвое? Западные партнеры, естественно, настаивают на втором варианте.
Есть у стран ВТО и другие претензии к РФ. Например, США, в числе прочего, беспокоит высокий, по их мнению, уровень защиты российского авиастроения; Канаду – ограничение иностранного участия в горнодобывающей промышленности РФ; Японию – высокие таможенные ставки на импортные автомобили; "Кернскую группу" – расширение практики квотирования импорта, проведение аукционов по распределению квот и т.д.
Кое в чем, конечно, оппонентов удается умилостивить. Например, они сняли требование о том, чтобы Россия присоединилась к факультативному соглашению по гражданской авиации (в нем есть обязательство обнулить пошлины на ввоз авиатехники), и даже готовы позволить ей облагать импортируемые самолеты ставкой в 10% (российская сторона настаивает на 15-20%). Соглашаются супостаты, вроде, и на 10%-ную ввозную ставку на автомобили (Россия отстаивает уровень в 15%). Но в целом, российской стороне становится все труднее пробивать свои интересы сквозь частокол претензий оппонентов. Субсидии сельскому хозяйству, похоже, так и заморозят на уровне второй половины 90-х годов, т.е. $7-8 млрд. в год. Длительность переходных периодов по открытию рынков будет далеко не максимальной. России не удается пока даже "легализовать" в ВТО таможенные и торговые союзы СНГ, ЕврАзЭС и союз с Белоруссией.
В общем, если несколько месяцев назад наши переговорщики докладывали о том, что благополучно "слили" ВТОшникам весь резерв переговорной позиции (всё то, от чего можно было отказаться без существенного вреда для экономики), то теперь началась сдача принципиальных позиций. Конечно, не без боя, но все-таки сдача. Дело даже не в уступке 5-10% ввозной пошлины. Пошел процесс открытия российских рынков, в первую очередь вожделенного рынка услуг. Россия заявила, что снимает ограничения на участие иностранного капитала в банковском секторе (прежняя 25%-ная квота в ходе декабрьского раунда увеличена до 30-50%, а в дальнейшем будет отменена вовсе). Квота участия иностранного капитала в страховых компаниях повышается, как минимум, до 25%. Снимаются ограничения на участие страховщиков с деньгами из-за рубежа в обязательном страховании (например, гражданской ответственности автовладельцев) и страховании жизни (самый доходный вид страхования). Повышается разрешенная квота иностранного капитала в операторах телекоммуникационного рынка. На очереди (под давлением ЕС, Норвегии и Японии) – открытие рынка морских перевозок. Что касается товарных рынков, то в целом они будут открываться внешнему миру сильнее и быстрее, чем хотелось бы.
Впрочем, тут мы подошли к самому важному вопросу: а как хотелось бы России и почему? Иными словами, каковы будут последствия нашего вступления в ВТО на тех или иных условиях? Почему можно уступить 5, а не 6%, и как это отразится на нашей экономике? На этот счет есть различные точки зрения, оценки, выкладки различных министерств, ведомств, научных и деловых кругов. Оценки эти в основной массе своей однобоки и говорят либо о том, какие преимущества получит Россия от членства во всемирном торговом клубе, либо о том, как трудно будет тягаться "отечественному производителю" с зарубежными конкурентами в условиях открытого рынка. Нетрудно понять, чьи лоббистские силы стоят за той или иной оценкой, труднее – сопоставить и свести воедино все перечисляемые плюсы и минусы. Не хватает одного – официального всеобъемлющего прогноза. "Мы критиковали за это правительство еще год назад, – говорит председатель Общественного совета по присоединению России к ВТО, депутат Госдумы Константин Ремчуков, – после этого нам в ответ был демонстративно объявлен конкурс на проведение анализа последствий. Этот конкурс кто-то выиграл, по условиям конкурса этот доклад должен был появиться через три месяца, все сроки уже прошли, но доклада нет".
Итак, окончательный баланс плюсов и минусов не подведен. А это означает не только неопределенность перспектив России как страны-члена ВТО, но и необоснованность российской переговорной позиции. Она по-прежнему формируется фрагментарно, исходя из каких-то частных соображений (в лучшем случае – отраслевых и секторальных интересов), но отнюдь не на основе анализа потребностей экономического комплекса страны в целом.
Но Россия продолжает во весь опор мчаться к заветной цели, несмотря на всё более высокие барьеры и препятствия на пути. К чему такая спешка? А очень просто: если мы не успеем за следующий год договориться с участниками ВТО по всем пунктам, то придется откладывать это дело в долгий ящик, потому что в ВТО начнется новый раунд многосторонних переговоров. Сколько он будет длиться – одному Богу известно, но самое неприятное то, что в итоге ВТО может довольно сильно изменить и расширить свои правила, так что России придется согласовывать заново даже то, что сейчас уже согласовано. А это значит еще годы переговоров... Подстегивает и другой аргумент: как можно отказываться от затеи, когда столько труда в нее уже вложено, столько сломано копий, такие заявления и заверения сделаны с самой высокой трибуны?! Нет-нет, конечно же, отказываться нельзя. А раз так, сказочной "птице-тройке" остается только слушаться своего ямщика и нестись во весь опор, не задумываясь о том, успеем ли – и будет ли хорошо там, куда едем.