До сих пор единственной страной, пострадавшей от FATF, были острова Науру. Дело в том, что к решительным действиям данная организация переходит далеко не сразу – сначала страна, бизнес в которой ведется "неправильно", заносится в "черный список". От тех, кто оказался в указанном списке, требуют предметных доказательств активности на ниве борьбы с финансовыми злоупотреблениями – принятия закона о противодействии легализации преступных доходов, других изменений в законодательстве (например, в налоговом), тех или иных организационных мер и т.п. Причем, если хочешь очиститься от позорной отметины, то советы, которые дает FATF (в том числе по конкретному содержанию нормативно-правовых актов), следует воспринимать не как благие пожелания, а как четкие инструкции. Иначе можно заработать особое предупреждение, а вслед за тем и санкции. России, чтобы покинуть "черный список", где она фигурировала более двух лет, пришлось не только принять "противоотмывочный" закон и создать "финансовую разведку" (Комитет по финансовому мониторингу), но и настойчиво пиарить свои успехи на высоком политическом уровне.
11 октября с.г. Россия (которая, кстати, имеет в FATF статус наблюдателя и очень хочет стать полноправным членом) была вычеркнута из "черного списка", и в тот же день предупреждение о возможности санкций получили Украина и Нигерия – как не проявившие должного рвения (такие страны функционеры FATF называют "упорствующими" или "некооперативными"). Нигерия предупреждению вняла и 14 декабря приняла закон о борьбе с отмыванием нелегальных доходов, тем самым почти в последний момент избежав санкций. А вот Киеву, можно сказать, не повезло. Верховная Рада тоже приняла, а президент Леонид Кучма 7 декабря подписал подобный закон, да только FATF этот документ не слишком понравился. Все бы ничего – еще можно было успеть и оперативно внести требуемые поправки, но тут новая напасть: из-за внутриполитических разборок работа парламента оказалась парализованной. А в результате – санкции.
На призыв FATF к своим членам наказать "некооперативную" Украину немедленно откликнулись Соединенные Штаты, уже на следующий день применившие против Киева, а заодно и против Науру, т.н. "Патриотический закон" (USA Patriot Act). Закон этот был принят в октябре 2001 года как реакция на события 11 сентября и направлен на борьбу с терроризмом. Раздел 311 закона, призванный подорвать источники финансирования террористических организаций, содержит санкции против стран, подозреваемых в отмывании грязных денег. К слову сказать, демократы неоднократно упрекали администрацию Буша в том, что в борьбе с международным терроризмом она не использует возможности, предоставляемые данным разделом: нынешние кары по отношению к Украине и Науру – первый случай его практического применения. Та резвость, с которой Вашингтон принялся воплощать рекомендации FATF, вполне укладывается в общее русло политики силового давления на президента Кучму. Однако, несмотря на последние резкие заявления американского Минфина по поводу коррупции и финансовых махинаций на Украине, ее все-таки в известном смысле пощадили. Из пяти репрессивных мер, прописанных в разделе 311, против Киева задействованы (на срок 120 дней) четыре, связанные с контролем, отчетностью и информированием о финансовых операциях. Так, по требованию Минфина, американские банки должны проводить идентификацию и предоставлять сведения не только о своих клиентах – резидентах Украины, но также о владельцах счетов, движение по которым на транзакциях с Украиной превышает $50 тыс. Однако пятая и самая страшная мера – полный запрет на открытие и ведение корреспондентских и транзитных счетов – принята только против Науру.
Между тем, по понятным причинам, больше всего на Украине боялись именно такого рода санкций. На всякий случай Национальный банк еще 28 ноября – как раз когда Верховная Рада голосовала злополучный закон – снял ограничения для коммерческих банков на открытие валютных счетов в странах СНГ и офшорных зонах. Несмотря на панические нотки в некоторых комментариях по поводу решения, принятого международными борцами за чистоту финансовых отношений, самого худшего не произошло (закрытие украинских счетов за рубежом могло, в частности, серьезно повредить экспорту). Конечно, украинские банки столкнутся с определенными техническими трудностями, но отнюдь не критического характера. К тому же, не известно пока, насколько широко американский почин будет поддержан европейскими партнерами Украины. Серьезные проблемы могут возникнуть не у страны в целом, а у отдельных ее представителей – местных олигархов и вороватых чиновников. Для страны же негативные последствия связаны, главным образом, с дальнейшим ухудшением ее имиджа в глазах иностранных инвесторов.
Впрочем, стараниями украинских правителей этот имидж сейчас таков, что сильно его уже не испортишь. Конкретную же ситуацию можно поправить достаточно быстро: FATF готова отменить свои рекомендации относительно санкций уже на пленарном заседании 12-14 февраля, если к тому времени необходимые поправки в закон о борьбе с легализацией преступных доходов будут все же внесены. В своем письме в адрес FATF премьер-министр Виктор Янукович дал соответствующие заверения. Дело за "малым" – разрешить парламентский кризис.
Но даже если все окончится благополучно и нынешние санкции отменят – что принципиально изменится? Эти санкции уже не первые и, вероятно, не последние. Разлюбили Леонида Даниловича западные политики – вот что, похоже, становится для Украины главной не только политической, но и экономической проблемой.