"Крайне важно, – добавил лидер ОВР, – чтобы люди, которые идут во власть, помимо прекрасных человеческих качеств обладали определенными взглядами. Они должны нести с собой определенную программу, для того чтобы ее там реализовывать. Это нам даст меньше случайностей во власти, возможность заранее знать, что же эта власть будет делать и какие проблемы она собирается решать. Как только это произойдет, у нас наступит ответственность органов и исполнительной власти и законодательной, потому что между выборами партии будут контролировать министров. Тем самым у нас появится ответственная власть. Сегодня такой власти в России нет по той причине, что какую должность ни возьми, на нее люди нередко избираются под одними лозунгами, а реализуют абсолютно другие. Мы это очень часто видим, особенно в регионах. Зачастую это можно видеть и на федеральном уровне. Весь мировой опыт говорит о том, что правительство формируется именно по партийному признаку. Есть более жесткие схемы, есть менее. Но все знают, кто правит в Америке, кто правит в Великобритании, кто в Германии – правят именно партии. А у нас, в России, говорят о каком-нибудь бизнесмене, об олигархе. Это очень плохо. Сложившуюся на сегодняшний день практику, когда власть формируют "группы по интересам", надо прекращать. Когда партия приводит своего кандидата во власть, она старается, чтобы он не делал ошибок, потому что его действия отражаются на имидже самой партии. И мы будем настаивать, чтобы эта норма в законе была принята".
Однако пока, как признался сам депутат, предложенная центристами поправка не набирает достаточного количества голосов (не менее 300). Категорически против нее выступают фракции "Яблоко" и КПРФ.
Участники пресс-конференции коснулись и еще одной актуальной темы: возможности формирования в России двухпартийной системы.
"Вопрос о формировании двухпартийной системы может реально встать по итогам парламентских выборов этого года, – полагает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, – в случае если реализуется сценарий возникновения партии большинства, то есть партии, которая побеждает с таким значительным опережением, что формирует бесспорное большинство голосов. Если вдуматься, что у нас сегодня может быть основой двухпартийной системы? Наше политическое сообщество и наши избиратели делятся на две неравные группы – это сторонники Путина (порядка 2/3 населения) и противники или сомневающиеся. Вот вам потенциальная основа для формирования двухпартийной системы, потому что каждая партия на выборах будет вести борьбу за большинство голосов избирателей. Везде, где существует двухпартийная система, она начиналась с преобладания некоей партии в течение нескольких избирательных циклов. И потом, как правило, эта партия постепенно выращивает внутри себя оппозицию самой себе".
"Перспективы создания двухпартийной системы в Росси равны нулю, – возражает известному политологу депутат Госдумы Вячеслав Игрунов, – мировой опыт вообще довольно беден примерами двухпартийной системы. Практически во всем мире системы партий достаточно сложные. Во всяком случае, в континентальной Европе, к культуре и цивилизации которой мы относимся, двухпартийная система почти нигде не прослеживается. Кроме того, на протяжении многих десятилетий российские граждане в рамках Советского Союза жили в отсутствии какой бы то ни было политической системы, и поэтому, естественно, не было сформировано ни одной партийной идеологии. Они строятся после развала однопартийной системы буквально на ходу. Становления настоящей партийной системы придется ждать еще долгое время, и ей будет предшествовать серьезный диалог. И именно поэтому будет множество политических партий. Стремление создать двухпартийную систему в России – это стремление привести страну к гражданской войне, когда инакомыслящие, не укладывающиеся в официоз, вышвыриваются за пределы политической системы. Это означает нагнетание вражды и ухудшение положения в политической системе".