"Чикаго" лучше без Киркорова

Читать в полной версии →
Наверное, Боб Фосс поставил бы "Чикаго" более изящно, но и то, что в результате получилось у его хореографа, достойно многих номинаций на "Оскар" и строго рекомендуется к просмотру. Только в оригинале

Чикаго (Chicago)
США, 2002
Режиссер: Боб Маршалл
В ролях: Рене Зельвегер, Ричард Гир, Кэтрин Зета-Джонс


Любите ли вы Боба Фосса, как люблю его я? Если да – непременно посмотрите, за что пять с лишним тысяч членов Американской академии киноискусств выдвинули в этом году "Чикаго" в 13-ти номинациях на "Оскар". Если фильм победит во всех, будет установлен новый рекорд, но, похоже, этого все же не случится. Если б спросили меня, то в самой престижной категории после "лучшего фильма" – "лучший режиссер" – ленте Боба Маршалла удача вряд ли улыбнулась бы.

Перед нами не столько кино, сколько внушительное, дорогое, яркое и, как выражаются театральные импресарио, ослепительное шоу. Это практически та самая бродвейская постановка великого маэстро, этакая квинтэссенция всех его фирменных танцевальных номеров, довольно примитивно, холодно и в лоб решенная именно режиссерски. Лишенный элементов авторской рефлексии, фильм Маршалла в кинематографическом смысле использует один-единственный, напрашивающийся автоматически прием: мюзикл встык монтируется с "реальным" действием. На протяжении всех двух часов ничего иного мы не видим: рампа – павильон, сцена из мюзикла – сцена из "жизни"... и в какой-то момент создается впечатление, что всё происходящее, помимо театра, спокойно можно было выбросить в корзину.

Справедливости ради следует отметить, что сценарий насыщен шутками (довольно плоскими), ради которых и задумано туповатое перемежение сценических номеров со сказочной атмосферой Чикаго 20-х. На то и жанр киномюзикла; хотя, помимо придания фильму типично фоссовской эстетики, Маршаллу не удается показать ничего нового, и с этой тоски зрения "Чикаго" смотрится архаично.

А ведь стоит сказать, что Боб Фосс в своем самом знаменитом шедевре "Кабаре" (тоже экранизации – лондонской и впоследствии бродвейской постановки) счел, что условности классического мюзикла рвут современную киноткань и исключил из фильма все танцевальные сцены, происходившие на улице, оставив только номера в кабаре. Затем эта же схема работала в пророческом по отношению к судьбе мастера, умершего в 1987 году от второго инфаркта, фильме "Весь этот джаз": музыкальные номера были вплетены в ткань повествования очень тонко, лишь к финалу смешавшись в неразрывное целое.

Соратник легендарного режиссера и его хореограф Боб Маршалл все же скорей ремесленник в таком сложном искусстве как кинематограф (это его первый и, вероятно, последний фильм). Если вы хотите увидеть настоящую бродвейскую стать и роскошь фоссовских танцевальных находок – этого в фильме даже с избытком; если же смотреть на "Чикаго" как на киноновинку – вряд ли тут стоит искать откровений.

Главным и несомненным достоинством постановки можно считать выбор актеров на заглавные роли. И если о Кэтрин Зета-Джонс было известно, что она начинала актерскую карьеру в качестве танцовщицы, то сильно похудевшая со времен Бриджит Джонс Рене Зельвегер и, особенно, нестареющий Ричард Гир, лихо отбивающий чечетку в самой запоминающейся сцене в суде, в данном амплуа выглядят просто фантастически. Да, можно говорить о том, что у Гира слабый голос, но это только придает шарма всей постановке – никакого обмана, все поют и танцуют "по-настоящему", а уж об исполнительском мастерстве двух ведущих актрис и говорить нечего – они просто бесподобны на сцене и если и не могут затмить великую протеже Фосса Лайзу Минелли, то во многом ей соответствуют. Мало того, что драматические звезды играют без дублеров – они чрезвычайно органичны именно в музыкальной части фильма, и решение дублировать картину труппой русской версии "Чикаго" вызывает оторопь.

Я, правда, смотрел оригинал в Американском доме кино и не могу судить о качестве пения Киркорова со товарищи, но, честно говоря, если б даже дублировала Пугачева и мне еще доплатили бы за билет – не пошел. Я понимаю, в полупустые залы Театра эстрады теперь можно будет заманить публику, опираясь на "Оскары", которые, несомненно, завоюет "Чикаго", – дескать, мы его спели лучше звезд Голливуда, – но обсуждать эту вопиющую наглость у меня нет желания. Для тех, кто хочет увидеть оригинал – возможность такая имеется; остальным сочувствую – их ждет ситуация, как в том анекдоте, когда "Рабинович напел". Дело даже не том, кто поет лучше, а в самой наглости бездарей, ничего оригинального придумать не умеющих и пользующихся чужим талантом, которые позволяют себе подобные "финты ушами", следуя логике "лохи-зрители всё схавают".

Но вернемся к фильму. В "Чикаго" довольно странный для мюзикла, лишенный романтической любовной линии и подкупающий черным юмором сюжет. Речь идет об обвиненной в убийстве героине Рене Зельвегер – Рокси Харт, которую спасает от виселицы продажный адвокат (Ричард Гир). Перед нами образец довольно популярного в Штатах киножанра – адвокатской истории, тюремного романа. Но фабула не столько опирается на ожидаемый финальный вердикт, сколько манипулирует интересом к хорошеньким преступницам. Героиня Зельвегер убивает любовника и попадает в тюрьму; героиня Кэтрин Зета-Джонс, певица кабаре – тоже заключенная.

Рокси грозит виселица, но обманутый муж нанимает адвоката, организующего кампанию всеобщей любви к жертве мужского шовинизма. Но, оказывается, в штате Иллинойс в 20-х было невозможно расслабиться – только начнешь, сидя за решеткой, почивать на лаврах всеобщего обожания, как тут же очередная брошенная жена совершает двойное, а то и тройное убийство (мужа и его любовниц разом) и надо как-то возобновлять интерес к себе. А Рокси вообще-то мечтает петь на эстраде, потому и убила обманувшего ее любовника – он обещал устроить.

В результате оправданную героиню даже не фотографируют журналисты, поскольку в этот момент на ступеньках суда очередная тетка стреляет в какого-то очередного любовника, и настоящее счастье отпущенные на свободу субретки обретают только на сцене. Весь мир театр, а люди в нем актеры – эта шекспировская максима отыгрывается на протяжении всего действия, начиная с знаменитого вступления под названием "All that jazz" и заканчивая сценой с расстрелом сияющей огнями афиши с именами героинь. Как шикарно это выглядит в исполнении звезд!

Итак, перед нами классическое эстрадно-театральное шоу, где после каждого номера не лишними были б аплодисменты. С этой точки зрения фильм безупречен. Но надо понимать: это жанровое кино, поставленное "по мотивам"; это не Боб Фосс – не ждите какой-либо философии и напрашивающихся постмодерновых изысков. Перед нами роскошный спектакль, перенесенный на 35-миллиметровую пленку, с должным количеством пиротехнических и иных спецэффектов. Дорогое, смешное, легкое – но не более того, кино для семейного просмотра, весьма вторичное по отношению к человеку, который все это давно придумал.

Наверное, сам маэстро поставил бы фильм иначе, менее поверхностно, но и то, что получилось сейчас, рекомендуется к просмотру.

Только, естественно, в оригинале.


С 13 марта в кинотеатрах Москвы.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей