|
Его знаменитые постановки пришлись на то время, когда СССР объявлял все популярные жанры музыкального искусства, от джаза до расцветшего на Западе мюзикла, пережитками гнилой буржуазной идеологии. Особенно раздражались в идеологическом отделе ЦК на несчастный мюзикл, и максимум вольности, позволительной с точки зрения тогдашнего Минкульта, возглавляемого одиозной, хотя вовсе и не чуждой естественным радостям жизни Фурцевой, воплощала оперетта. Это и понятно – уже не тоскливая в глазах большинства классика, хотя и не страшный "западный" джаз и поп.
Однако умным людям работать в сухом академическом стиле было невмоготу. Приходилось выкручиваться, поскольку искрометные довоенные комедии Александрова со товарищи в период обострения "холодной войны" и усиления сталинской предсмертной тирании (начало карьеры Яна Фрида как раз пришлось на это время) получили "волчий билет" и надолго легли на полку. Вплоть до середины 50-х на экраны выходили исключительно ленты, где персонажи обсуждали перспективы "светлого пути" советского государства.
Но уже в 1955 г. Ян Фрид, на волне антисталинских перемен снимает одну из самых запоминающихся картин того времени – шекспировскую "Двенадцатую ночь", наполнив ее звездами театр и кино, доселе игравшими в мутных идеологизированных агитках. Этот фильм своим роскошным видеорядом и яркой игрой актеров затмил любимых "Кубанских казаков" и, по сути, заново открыл дорогу мировому комедийному наследию на отечественном экране.
Вместе с тем хрущевское десятилетие, будучи, по сути, реакцией на страшное время, не давало простора для веселья, и режиссер был вынужден заниматься идеологией. Фильмы того времени – "Дорога правды" (1956); "Балтийская слава" (1957); "Чужая беда" (1960); "Весенние хлопоты" (1964) – мало что сообщат почитателям творчества мэтра.
Яну Фриду понадобилось добрых 20 лет, чтобы пробить брешь в стене запретов на музыкальное кино, и в 1977 г. на экраны вышла одна из самых любимых картин брежневской поры – "Собака на сене", подарившая оглушительную славу Михаилу Боярскому и Маргарите Тереховой.
В кинематографе любой страны не так много лент, которые составляют так называемый "новогодний блок". Вписаться в него – несбыточная мечта всякого мало-мальски честолюбивого режиссера. Яну Борисовичу Фриду это удалось, и даже не единожды.
Успех Фрида на поприще музыкального кино, до сих под с огромным трудом прививающегося на родной ниве, в первую очередь – в замечательном подборе актеров и работе с ними. Фрид был мастером зажигать звезды. Помимо музыкального чутья и огромной любви к мировой комедийной классике, режиссеру удавалось разглядеть в известных актерах подчас дремлющий сатирический потенциал, заставить их талант сверкать новыми гранями. Это величайшее искусство, высший режиссерский пилотаж – научить драматических артистов, вовсе не прирожденных клоунов, играть так, чтобы публика валилась на пол от смеха. В кино именно комедиографы занимают верхние строки пантеона великих – а Яну Фриду удалось еще и сплавить жанры, что ставит его имя в один ряд с самыми значительными фигурами отечественного кинематографа.
Кроме того, трудно даже представить, какую неравную борьбу с идеологами пришлось вести этому человеку в попытках сделать легитимным то, что сегодня, на фоне тотального прорыва на экран разнообразной попсы, воспринимается как архаика. И стоит обратить внимание, насколько деликатно относился Фрид к тому материалу, с которым работал, – его постановки можно уже назвать классическими, хотя для своего времени это было и смело и ново.
Это художник прожил долгую жизнь, его биография заслуживает отдельного исследования, мы же выражаем ему свою благодарность и уверенность в том, что имя этого человека навсегда сохранит его замечательное наследие.