|
История рода князей Голицыных тесно связана с Москвой. Из этой семьи вышли герои Бородинского сражения, один из самых популярных в народе московских губернаторов и множество меценатов. Единственное исключение из этого в высшей степени добродетельного списка – некая вздорная старуха-княгиня, ставшая прототипом главной героини пушкинской "Пиковой дамы". Но самым любимым княжеским детищем была знаменитая Голицынская больница. Стремление облагодетельствовать больных бедняков оказалось даже сильнее пагубной страсти к коллекционированию произведений искусства, которой были подвержены целые поколения Голицыных. В итоге, как это часто случается, на то и другое денег катастрофически не хватало, и судьба роскошного голицынского собрания целиком и полностью зависела от насущных потребностей благотворительной клиники.
Голицынская больница задумывалась с размахом, как целый комплекс, предназначенный для излечения не только физических, но и душевных ран человека. Здание клиники было спроектировано ведущим архитектором той эпохи – Михаилом Казаковым. А в мае 1810 г. при лечебном учреждении была открыта Картинная галерея – один из старейших публичных музеев в Москве. Галерея просуществовала всего 7 лет, после чего была безжалостно пущена в расход: больнице требовалось новое оборудование и корпуса.
Правда, наиболее ценные экспонаты не были утрачены – их выкупил тогдашний попечитель и директор больницы, Сергей Михайлович Голицын. Вскоре они украсили стены княжеского дворца на Волхонке – будущего Голицынского музея.
Не будучи страстным и последовательным коллекционером, этот князь обладал весьма недурным вкусом. К покупке произведений искусства он подходил не "концептуально", а руководствуясь скорее зовом души. Известно, что во время своего пребывания в Риме в 1865 г. князь заказал известному мастеру Гатти стол из черного дерева. Уникальная столешница была украшена инкрустациями из перламутра и слоновой кости с изображениями достопримечательностей Италии, портретами итальянских художников эпохи Возрождения и фамильным голицынским гербом.
Преемники Сергея Михайловича, племянник и его потомки, подошли к делу более профессионально и последовательно: целенаправленно подбирали коллекцию, отдавая предпочтение модной в те времена итальянской и голландской живописи, совершали регулярные набеги на парижские антикварные лавочки, торгующие археологическими древностями, и, разумеется, покупали книги. Так постепенно сформировались три основных раздела будущего музея: картинная галерея, античные памятники и библиотека.
Удивительно, что во времена бума на отечественное искусство в России все представители голицынского рода, не сговариваясь, отдавали предпочтение западноевропейскому искусству. У племянника Сергея Михайловича оказалось в хозяйстве всего три русских полотна, да и то только потому, что на одном из них была запечатлена Голицынская больница, на другом – вид нежно любимого князем Неаполя, а на третьем – интерьер дома Голицыных в Риме. В то же время стены голицынского особняка на Волхонке украшали такие шедевры европейской живописи как "Благовещение" Чимы да Конельяно, триптих "Распятие" Перуджино, "Раскаяние Апостола Петра" Риберы. Долгие годы владельцы дворца мечтали открыть свою коллекцию для публики. Наконец, 26 января 1865 г. на втором этаже дома на Волхонке был торжественно публичный музей. Всего на 21 год.
По иронии судьбы последнего владельца роскошной коллекции звали так же, как и ее основателя – Сергей Михайлович. Только вот задача перед новым Сергеем Михайловичем стояла старая: в очередной раз сделать выбор между музеем и "бездонной бочкой" – больницей, которой, как всегда, не хватало оборудования и медикаментов. В 1886 г. С.М. Голицын принял решение о продаже всего собрания.
После долгих уговоров и бумажной волокиты уникальную коллекцию согласился приобрести Эрмитаж. Но сохранить ее в целости не удалось. Уже на следующий год император Александр III широким жестом подарил несколько полотен Саратовскому музею. В 1920-е, во время массовой распродажи эрмитажных картин коллекция "рассосалась" по всему Союзу. Что-то попало в ГМИИ, часть все же осталась в Эрмитаже. Последний удар был нанесен в 1931 г.: жемчужину коллекции, триптих Перуджино, продали в Вашингтонскую Национальную галерею. Сегодня он ненадолго вернулся в Москву.