|
Однако затем из-за утечки информации из компании Dresdner Kleinwort Wasserstein, занимающейся оценкой "Юганскнефтегаза", стало ясно, что покупателя, способного выложить за главный актив "ЮКСа" его реальную стоимость ($15-17 млрд), найти не удастся – по крайней мере, среди тех участников рынка, которых в данном качестве хотело бы видеть государство. Учитывая неразборчивость госструктур в методах воздействия на "ЮКОС", приостановление действия лицензий "Юганскнефтегаза" выглядело бы более чем логичным, поскольку капитализация компании, лишенной права добывать нефть, моментально снижается практически на порядок, делая ее весьма привлекательным объектом для покупки.
Однако решение комиссии МПР не было столь жестким и бескомпромиссным, как можно было бы ожидать, учитывая всю предыдущую практику "дела "ЮКОСа". Миниприроды приняло решение направить в ОАО "Юганскнефтегаз" уведомление о необходимости исправления в трехмесячный срок нарушений по 21 лицензии. Уведомление было направлено по тем лицензиям, за которые "Юганскнефтегаз" не смог выплатить текущие налоги на добычу полезных ископаемых.
"Отзыва никакого не может быть, так как в соответствии с законодательством без предварительного предупреждения и предоставления возможности устранить нарушения в течение трех месяцев отзывать лицензии незаконно, – заявил накануне заседания комиссии глава МПР Юрий Трутнев. – Будет выдано предписание, что нарушения есть, и потом уже, если замечания не будут устранены (после этого срока) и будут носить существенный характер, лицензии могут быть отозваны".
На первый взгляд, подобный исход событий можно считать благополучным. Действительно, ввиду сохранения лицензии стоимость "Юганскнефтегаза" должна оказаться не меньше тех самых $15-17 млрд, а значит, учитывая отсутствие покупателей, располагающих данной суммой, шансы главного актива "ЮКОСА" быть проданным близки к нулю. Подобные рассуждения породили волну оптимизма среди аналитиков и биржевых игроков. По их мнению, государство вынуждено будет отказаться от попытки продажи "Юганскнефтегаза" и взяться за что-то более дешевое и менее значимое. В таком случае появляется надежда на то, что по окончании тяжбы лишенный части активов "ЮКОС" не превратится в карлика с громким именем, а останется одним из лидеров рынка (пусть и не таким крупным, как раньше).
К сожалению, подобные суждения достаточно наивны. По политическим соображениям государство вряд ли пойдет на прямое банкротство "ЮКОСа". Как показывают последние события, основная его цель – вывести детище Михаила Ходорковского из числа лидеров нефтяной индустрии, перераспределив "высвободившиеся" активы. Единственным препятствием, до сих пор не позволяющим пустить с молотка "Юганскнефтегаз", остается его высокая цена, которую необходимо снизить. На этом фоне трехмесячная отсрочка "исполнения приговора" выглядит более чем логичной.
Официальных данных по результатам независимой оценки "Юганскнефтегаза" пока еще нет, и, вполне вероятно, с учетом последнего решения МПР оценщики будут вынуждены внести серьезные изменения в результаты своей работы. Компания с блокированными счетами в трехмесячный срок вряд ли сможет исправить вмененные ей нарушения, а это не может не отразиться на ее цене, которая в течение этих трех месяцев будет неизбежно снижаться.
Таким образом, действуя в рамках закона, ФНС и МПР ловко решили главный вопрос с "утряской" стоимости наиболее интересного актива "ЮКОСа". Когда капитализация компании достигнет "приемлемого" значения, она, без сомнения, будет куплена одной из близких к государству структур.