Обыкновенное чудо обыденной любви

Читать в полной версии →
История любви, которая творит обыкновенные чудеса, которая сильнее времени и памяти, сильнее разлуки, болезни и смерти, вполне заслуживает слез, которые вы непременно прольете к финалу "Дневника памяти"

Дневник памяти (The Notebook)
США, 2004
Режиссер: Ник Кассаветис
В ролях: Рейчел МакАдамс, Райан Гослинг, Джина Роулендс, Джеймс Гарнер




В основе фильма – намеренно обыденная история любви. Тривиальный до зубовного скрежета летний роман богатой городской девчонки Элли (Рейчел МакАдамс) и Ноя (Райан Гослинг), парня с лесопилки, который разворачивается в 1940 году.

Дальше все как по нотам: строгие родители, 365 писем, которые не доходят до адресата, новая любовь, мировая война, встреча через семь лет и – словно в сказке, они живут долго и счастливо. Мерилом тривиальности истории может служить музыкальный фрагмент, который дважды играет героиня, – эту прелюдию Шопена, кажется, не использовал только ленивый.

Если бы в фильме было только это, он не стоил бы пленки, на которой снят. "Дневник памяти" был бы не более чем воскресной тележвачкой, если бы история не начиналась и не заканчивалась в современности. Человек по прозвищу Дьюк (Джеймс Гарнер) каждый день навещает в доме престарелых некую леди (Джина Роулендс), страдающую болезнью Альцгеймера, и читает ей рассказ о любви двух молодых людей. Леди интересует, чем все закончится, а зрителей – вспомнит ли она, что эта история – ее собственная.

Рейчел МакАдамс, сыгравшая в летней комедии про школьниц "Дрянные девчонки", в "Дневнике" – знойная южная красавица, на фоне которой ее партнер Райан Гослинг смотрится невыразительно даже там, где это уже не нужно по сюжету. Камертон фильма – его второй дуэт: Джеймс Гарнер и Джина Роулендс (мать режиссера Ника Кассаветиса, обретшая популярность в фильмах своего знаменитого мужа Джона Кассеветиса), играющие постаревших Ноя и Элли. Именно они придают истории смысл и силу, завершая присказку "и жили они долго и счастливо" неизбежным "и умерли в один день", вернее, в одну ночь, на узкой кровати богоугодного заведения, сумев, пусть на миг, вернуться в прошлое.

Так же упорно, как Ной держится за мечту об Элли и их белом домике с голубыми ставнями, создатели держатся за свое решение снимать не более чем простую мелодраму. Фильм твердо следует по давно обкатанной схеме и терпеливым повторением основ в конце концов все-таки пробивает брешь в скептицизме зрителей. Обыкновенная история любви, которая творит обыкновенные чудеса, которая сильнее времени и памяти, сильнее разлуки, болезни и смерти, вполне заслуживает слез, которые вы непременно прольете к финалу.

"Дневник памяти" – представитель исчезающего вида фильмов, снятых в "большом" голливудском стиле. Есть здесь и ностальгический лоск, и кадры, которые просто завораживают – например, сотни уток, между которыми пробирается маленькая лодка Элли и Ноя. Есть краткая, умеренно богатая сцена боя и умеренно трогательный эпизод в госпитале (больше похожий на подобные сцены с медицинскими "сестричками" в советском кино).

Умеренность – главное достоинство "Дневника", даже в его сентиментальности. Он снят в строгих классических тонах, основа которых – нежный синий и мягкий красный. При этом, несмотря на простоту, работу оператора Роберта Фрезе, делавшего такие сложные постановки, как "Враг у ворот" и "Ватель", никак нельзя называть тривиальной, скорее – благородной. Для того же, что сделал художник-постановщик фильма Скотт Райтнур вместе со всеми декораторами, костюмерами и гримерами, сложно подобрать определение лучше, чем "поэзия". Поэзия обыденности, которую Ник Кассаветис сумел перенести на экран, как раз и поднимает "Дневник памяти" над уровнем этой самой обыденности. И бог с ним, с Шопеном.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей