Суворов проиграл сражение дремучим мужикам

Читать в полной версии →
Находясь в ссылке в родовом поместье, великий полководец пытался отучить своих крепостных пить и приучить работать. Крестьяне оказали "дурному" барину тихое, но упорное сопротивление




О великом российском полководце Александре Васильевиче Суворове написано немало. Уже при жизни к нему уважительно относился простой народ, а определенный культ Суворова на государственном уровне стал складываться еще задолго до революции. В конце 30-х годов XX в. официальная пропаганда советского государства вновь подняла на щит суворовские победы. Однако как во времена империи, так и в Советском Союзе за хвалебными статьями и книгами потерялся настоящий Суворов. Память о живом человеке, а не об иконе лучше всего сохранилась в тихом уголке Новгородской области, в родовом поместье Суворовых – селе Кончанском, где полководец пребывал в ссылке с 1797 по 1799 год.

Село находится в 35 км от районного центра Боровичи на высоком холме среди бескрайних лесов и десятков озер. Достопримечательностью Кончанского (местные жители называют его "Кончанско" и не склоняют) помимо музея-усадьбы полководца является магазин. Обыкновенный магазин, каких миллионы по всей России. Для окрестных селений уникальность торговой точки определяется круглосуточным режимом работы. Это у избалованных жителей столиц работающий 24 часа магазин – обычное явление, а здесь такого чуда и старики не припомнят. Чем по ночам отовариваются деревенские, наверное, рассказывать не надо. А ведь единственным, кто пробовал бороться здесь с повальным пьянством, был не кто иной, как Александр Васильевич.

Кончанское было куплено еще отцом Суворова, но сам полководец в "новгородской глуши", как называли это место современники, почти не бывал и в мае 1797 г. оказался здесь не по своей воле. Имение было определено как место бессрочной ссылки Суворова самим Павлом I. О личных неприязненных отношениях странноватого императора и упрямого полководца написано немало, поэтому мы не будем заострять внимание на этом вопросе.

Упрямство и идеализм – вот чем сразу поразил всех местных жителей граф Суворов. С маниакальным упорством полководец начал заставлять своих крепостных работать. По записанным рассказам очевидцев, один раз, видя, что его крестьянин лениво пашет поле, он подбежал к нему, грубо оттеснил от плуга и быстро допахал поле сам. Полководец бесцеремонно, как полновластный владелец, мог вмешаться в любое дело, постоянно корил крепостных за тунеядство; говорят, применял и более жесткие методы в борьбе с леностью крепостных. А еще пытался сделать и вовсе невозможное – словом и личным примером привить крестьянам трудолюбие.

Нравы и быт населения Кончанского вызывали у Суворова живой протест. Он запретил своим крепостным пить и строго наказывал за пьянки. Не нравилась военачальнику и система воспитания детей в деревне. Он начал самолично заниматься и играть с детьми, чем вызвал недоумение не только у своих крепостных, но и у приставленного надзирать за ним наблюдателя Николева. Тот в донесениях в Петербург сетовал, что Суворов и его ближайшее окружение из двух отставных солдат и камердинера – люди непокорные.

Благодаря энергии полководца имение поднималось из руин. Люди недовольно ворчали на "дурного" барина, но покорялись его воле. Суворов же, отремонтировав каменный барский дом, остался жить в скромном деревянном флигеле. Каменный дом впоследствии был разрушен, а вот флигель сохранился. Там сейчас воссоздана аскетическая обстановка жизни полководца: один стул, одна кровать, бюро и множество книг с журналами.

В 1898 г. исследователям жизни графа был записан рассказ 87-летнего старика о распорядке дня Суворова. Поднимался он очень рано, обычно за два часа до рассвета, дома не сидел, а управлял хозяйством. Часто уединялся в специально построенном деревянном домике на вершине местного холма. Эту "светелку Суворова" десять лет назад восстановили. Интересно, что в ней нет печки – так 65-летний полководец закалял дух и тело, к тому же каждое Yтро обливаясь ледяной водой.

В имении граф не знал отдыха, разве что отдыхом можно назвать заутреннюю службу в построенной его тщанием усадебной церкви, которую он посещал каждый день. В 1900 г. церковь перевезли в Петербург, а на ее месте построили новую. При советской власти с церковью произошла метаморфоза. Из нее сделали музей-диараму. Снесли все купола и кресты, вынесли иконы, а по периметру алтаря создали большое живописное полотно "Переход Суворова через Альпы". В остальном церковном помещении разместили музей воинской славы полководца.

Вокруг диарамы находятся остатки некогда знаменитого усадебного сада, тоже взращенного Суворовым. Он был разбит по правилам садово-парковой архитектуры XVIII в., где хорошо сочетались регулярная планировка и популярный ныне у дачников ландшафтный дизайн. После революции "благодарные крестьяне" сад разрушили. Восстанавливать его вместе с постройками имения начали только в 1939 г. после соответствующих указаний из Москвы.

В 1799 г. ссылку Суворова отменили. Полководец стремительно собрался и уехал, чтобы более никогда не возвратиться в Кончанское.

...С холма, от диарамы, как раз виден "чудо-магазин", в который регулярно бегает все мужское и половина женского населения Кончанского и окрестных деревень. Войну за человека одиночка-идеалист, кажется, проиграл...

Выбор читателей