|
Поправка, подготовленная в Минюсте, вносилась в одном пакете с законом о присяжных заседателях, который депутаты успели одобрить еще летом. А вот с работой над соответствующей статьей в УПК слегка подзадержались. Но сколь веревочке ни виться... В итоге председательствующие на процессе судьи все-таки получили право лично беседовать с кандидатами, уточняя обстоятельства, препятствующие исполнения гражданами обязанностей присяжного заседателя. И право освобождать их от этой обязанности по письменному или устному заявлению. Для пущего удобства судей в сложном деле фильтрации кандидатов список соответствующих обстоятельств приобрел совершенно размытые формы.
До сих пор перечень уважительных причин, которые избавляли бы граждан от необходимости протирать штаны на скамье присяжных, был четко ограничен. Это позволялось лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; больным (при наличии медицинской справки), престарелым (старше 65 лет) а также священнослужителям, гражданам, замещающим государственные или выборные должности, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов. Теперь отказаться от исполнения обязанности присяжного могут даже домохозяйки (по крайней мере, если у них на руках малолетние дети) и верующие. А также лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам (врачи, пилоты и другие). Упомянуты также "иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании", – то есть, по сути дела, вообще кто угодно.
По мнению заместителя министра юстиции Евгения Сидоренко, представлявшего в Думе этот законопроект, поправки позволяют сделать процедуру составления предварительных списков более оптимальной, более живой, расширить полномочия председательствующего по делу, предоставить ему возможность уже на этой стадии учесть конкретные обстоятельства, связанные с возможностью кандидата участвовать в процессе. И, получив от него соответствующее заявление, рассмотреть это заявление и освободить человека от участия в конкретном процессе без вызова в суд. При условии, что у человека есть какие-то объективные причины – скажем, по возрасту, по занятости на работе, по семейным обстоятельствам... Предоставление такого права председательствующему судье, на взгляд представителей Минюста, упростит формирование коллегии присяжных заседателей и позволит сократить бюджетные расходы, связанные с тем, что в суд вызываются люди, которые заведомо не будут включены в состав присяжных заседателей.
Однако существует и другая опасность: в условиях басманного российского правосудия, которое еще с советских времен никак не может избавится от привычного обвинительного уклона, именно суды присяжных дают возможность надеяться на беспристрастный суд. По статистике, число оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, составляет до 15%, в то время как в судах общей юрисдикции – по-прежнему доли процента.
Как показывает практика, суд толпы гораздо более требователен к работе правоохранительных органов, нежели профессиональный суд. Зачастую (вспомним громкие шпионские дела) это идет вразрез с интересами государства. Или, по крайней мере, представляющих эти интересы служб. Так что теперь суд получил прекрасную возможность в нужных случаях отбирать вполне лояльных граждан, которые вынесут заведомо правильное решение. И достаточное количество предлогов для того, чтобы освободить нелояльных от соответствующей обязанности. Правосудие в нынешних условиях – слишком важная вещь, чтобы оставлять его на усмотрение толпы.