Авиатор (Aviator)
США, 2004
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Кейт Бэкинсейл, Ян Холм, Джуд Лоу
|
Совершено очевидно, что Скорсезе давным-давно нужно было дать приз и избавить от необходимости лезть из кожи, чтобы понравиться академикам. Да, в общем, и малышу Лео пора вручить заветную статуэтку, он под руководством мэтра второй раз подряд играет в мифологической драме. И играет, надо признаться, хорошо, он ведь звезда. Даже, не побоюсь этого слова, играет для своих актерских сил замечательно.
Но если "Банды Нью-Йорка", при всей их натянутости и серьезных сценарных проблемах, можно было назвать очередным masterpice авторского кино (хоть и снятого с размахом бокба$стера), то история Говарда Хьюза, этого "мистера Америка" первой половины прошлого века в исполнении Ди Каприо вызывает разве что исторический интерес.
Если кому до сих пор не была известна история экстравагантного гения, плейбоя, создателя крупнейшей в мире авиакомпании TWA с никому не нужным сверхмощным авиамонстром "Геркулесом" в виде символа и одновременно игрушки – то сказочник Скорсезе все тут подробно обрисовал. Причем мазки этого почти трехчасового полотна настолько широки, что вместо реальных персонажей на экране фигурируют поп-идолы, как бы их назвали сегодня. Самое любопытное во всем этом невероятно предсказуемом, от бесконечных взрывающихся самолетиков до роскошных туалетов дам и отполированных до блеска лимузинов кавалеров, кино – это подбор актеров.
Скорсезе сознательно (надеюсь) ухудшил "экстерьер" всех своих главных героев. Сделал он это, вероятно, для того, чтобы кардинально разойтись в эстетике со своим прототипом, самым великим фильмом Голливуда по оценкам критики, "Гражданином Кейном" Орсона Уэллса, повествующим ровно о том же мифе. В перенасыщенной цветом, в противовес уэллсовской черно-белой палитре, но столь же масштабной в плане декораций, костюмов, операторских изысков и технических приемов постановке героями выступают... первоклассники. Из милашки Лео такой же Говард Хьюз, как из Крамарова Штирлиц. Сколько ни гримируй, ни рисуй складки на челе, а не получишь усатого красавца, которого с легкостью мог бы сыграть, скажем, Гари Купер. Это раз.
На роль двух самых красивых актрис Большого Голливуда "до-монровской" эпохи Скорсезе выбрал каких-то уж совсем двоечниц. Любовниц Хьюза в реальной жизни – Кэтрин Хэпберн и Аву Гарднер – играют страшненькая (для этой роли) Кейт Бланшетт и вполне себе ординарная Кейт Бэкинсейл, тупо загримированные под прототипы. Это два. Зато остальные актеры, а даже в эпизодах тут звезды от Джуда Лоу до Алека Болдуина, играют настолько незаметные и незначительные для своих талантов роли, что при всем желании вникнуть, почему именно эти киты и акулы тут плавают, невозможно. Ибо внимание авторов сосредоточено исключительно на главном персонаже. Хотя, повторяю, надо отметить, что Ди Каприо сыграл свою, видимо, лучшую роль в своем, видимо, худшем фильме.
При этом сама live-story Говарда Хьюза поражает воображение, и понятно, почему именно этот человек стал для Скорсезе очередным инструментом для создания новейшего американского мифа. Художник-киноман, создатель культовых шедевров ранней "фабрики звезд", великий изобретатель, летчик-испытатель и миллионер, Хьюз закончил свои дни совершеннейшей развалиной. Одни говорили, что это было последствием благоприобретенного сифилиса, другие утверждали, что он пал жертвой параноидной шизофрении. Никто точно до сих пор не знает, что случилось на самом деле, поскольку знаменитый летчик под конец жизни впал в маразм и, будучи владельцем авиаимперии, переписывался со своими служащими посредством листочков, которые он подсовывал под дверь комнаты в отеле, откуда не выходил, живя на манер отшельника.
В сказке Скорсезе это происходит почти в середине действия. Говард Хьюз постепенно, между изобретением самого скоростного в мире самолета и любовными разборками с кино-дивами, впадает в параноидный психоз, сопровождающийся манией загрязнения, пополам с бредом ревности. Он зарастает, как Робинзон Крузо, бородой, перестает умываться, но, будучи однажды выведен из этого состояния нежными ручками очередной муви-стар, в момент просветления едет в Конгресс, где отвечает на вопросы комиссии по поводу пропавших во время войны 56 миллионов долларов, выданных ему на строительство самолетов. Под крики "браво!" летчик блестяще кладет на лопатки всех врагов, в первый и последний раз поднимает в небо карикатурный "Геркулес" и окончательно впадает в состояние овоща.
Поскольку фильм длится очень долго, авторы рассказывают эту невероятную историю очень детально, снабжая ее огромным количеством разнообразных несущественных подробностей и персонажей. Сюжетные линии (практически все, кроме "безумной") обрываются после двух-трех реплик участников. Герои (все, кроме Авиатора) – картонные куклы, или, вернее, кинематографический балласт, не снабженный даже намеком на самобытность.
И все же "Авиатор" – не просто биопик. Скорсезе не был бы великим режиссером, если бы рассказывал просто чью-то историю. Он придумывает Америке ее легенду, причем берется осваивать все новые горизонты. В начале карьеры режиссер разрабатывал активно гангстерскую тему, фактически "придумав" с нуля великого Де Ниро, которого потом использовал и в спортивной теме, и в истории "маленького американца", сняв с ним свои лучшие фильмы "Бешеный бык" и "Таксист". По-моему, Скорсезе к тому же нравятся соотечественники по исторической родине, особенно актеры, у кого фамилия с аристократической приставкой. Иначе чем объяснить, что под старость режиссер обрел своего нового героя в лице Ди Каприо и пробует внедриться в исторические пласты американского коллективного бессознательного именно с этим героем.
В смысле мифотворчества "Авиатор" затронул самую, пожалуй, светлую страницу истории сверхдержавы: эпоху зарождения системы голливудских звезд и превращения людей в богов. Единственное, что огорчает – режиссер совершенно раздавлен масштабом событий и справился с ними на манер ученика, пишущего школьное сочинение. Такое впечатление, что "Авиатора" снимал не один из столпов авторского Голливуда, а незнамо кто из подшефной группы... Ни одного фирменного для Скорсезе актерского прорыва, ни тени юмора, ни на йоту иронии. Смотреть "Авиатора" – это все равно что вместо роскошной вечеринки сходить в Музей мадам Тюссо. А уж до "Гражданина Кейна" тут семь верст до небес, и все лесом...
Внешне все вроде бы клево – самолетики летают, огни пылают, люди как живые бегают. И история вроде рассказана – но невероятно случная. Сидишь и думаешь, ну когда же оно кончится, это оскарогенное цветастое безумие. Снятое, понятно, и ради Американской академии, и ради совершено мутного мифа о нуворишах, построивших великую империю Золотого тельца, к которому на старости лет знаменитый режиссер начал испытывать паранойяльную страсть. Но даже если "Авиатор" все свои номинации озолотит – он все равно останется худшим фильмом Мартина Скорсезе, из уважения к которому я не говорю, что это просто очень плохое кино.
Поспорить или согласиться с этим можно почти во всех кинотеатрах Москвы