|
"Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции" (если верить выдержкам из доклада, до 44% экономики регионов юга РФ находятся в теневом секторе). И далее по тексту: "доминирующие кланово-корпоративные объединения в силу своей "закрытости" не заинтересованы в наличии механизмов обратной связи, позволяющих вести открытый диалог с гражданами". Как следствие, "произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах Федерации власть не имеет существенной опоры. В 6 из 12 субъектов ЮФО отрицательный рейтинг высших должностных лиц превышает величину положительных оценок". Если вспомнить классиков, то налицо признаки революционной ситуации. По крайней мере, "низы" уже не хотят. А что могут "верхи"?
Для этого имеет смысл оценить своевременность появления информации, которой некто решил поделиться с "МК". Доклад, ушедший в Москву более месяца назад, предварял решения власти по ключевым для региона кадровым решениям. Напомним, за это время была произведена рокировка в Северной Осетии: президент Александр Дзасохов занял кресло сенатора от республики, уступив кресло спикеру парламента Таймуразу Мамсурову. Был благополучно переутвержден президент Ингушетии Мурат Зязиков. А вот глухое молчание Кремля по поводу перспектив пребывания Мустафы Батдыева в должности президента Карачаево-Черкесии вынудило местный парламент республики объявить забастовку – до тех пор, пока Дмитрий Козак не "прояснит" эти самые перспективы, потому что регион лихорадит. Напомним, что после прошлогоднего кризиса, закончившегося захватом Дома правительства в Черкесске, Мустафа Батдыев так и не смог восстановить контроль над политической ситуацией в подведомственной республике.
Одним словом, яснее дать понять, что Кремль никак не отреагировал на "крик души" президентского полпреда, невозможно, и "МК" прекрасно справился с задачей. Хотя, если рассудить здраво, что мог сделать Кремль? Ну, "ушли" Дзасохова в почетную отставку с невнятной формулировкой "пора дать дорогу молодым". То есть все понимают, что после Беслана его президентство оставалось вопросом времени, но ведь как раз по времени это уже и не за Беслан. Потому что за Беслан надо было или раньше, или уже по итогам расследования парламентской комиссии, которые раньше осени не обещают. К тому же произошедшая рокировка не изменила общую сумму отношения местного населения к местной власти, которая теперь по решению региональных законодателей даже не президентская, потому что "президент у нас один". А что касается Ингушетии, то там другой кандидатуры и не могло быть. Не зря в день оглашения президентом знаменитой инициативы по назначению губернаторов политолог Станислав Белковский съехидничал – мол, будет у нас теперь 89 Зязиковых, потому что других кадровых решений нынешняя власть родить просто не в состоянии.
А вывод о распространении коррупции и кланово-корпоративных объединениях, которые "в силу своей "закрытости" не заинтересованы в наличии механизмов обратной связи, позволяющих вести открытый диалог с гражданами" – он, на самом деле, далеко не только к ЮФО применим, это проблема национального масштаба. Равно как и упавший ниже плинтуса уровень доверия к основным институтам власти – правительству, Госдуме, судам. Президент является исключением из правила, но он у нас, как уже отмечалось, один. Кстати, ключевые реформы – и административную, и судебную – курировал именно Дмитрий Козак. Обе по сути дела никакого эффекта не дали. По его же собственному признанию, все без исключения органы правосудия "становятся инструментами недобросовестной экономической конкуренции", а произвола властей предприниматели боятся больше, чем криминальных разборок. В сухом остатке получаем нечто, смахивающее на революционную ситуацию: низы уже никого не хотят, а верхи мало что могут. Полпред президента честно предупреждает о риске появления "макрорегиона общественно-политической и экономической нестабильности" в подведомственном округе. Впрочем, если его и услышали... по численности силовиков на душу населения ЮФО уже и так впереди Европы всей. Дальнейшее наращивание силового присутствия – очевидный тупик, а демонтаж "механизмов обратной связи" с обществом идет ускоренными темпами по всей стране.