Зрелище с отвратительными подробностями

Читать в полной версии →
Секс, смерть, извращения и бесконечная рефлексия авторов – все это современное кино. Фестивальная программа ММКФ содержит, как и положено, лучшие и худшие образцы мирового киноспектра. Хороших больше




XXVII Московский кинофестиваль в самом разгаре, и процесс просмотра напоминает рулетку. Ваш обозреватель смотрит в основном те картины, что могут не попасть в отечественный прокат, хотя уровень некоторых заставляет об этом сожалеть. Несколько фильмов, показанных в рамках внеконкурсной программы, – настоящие шедевры, другие просто заслуживают об упоминании. Откровенных разочарований почти нет. Я выбрал для обзора картины, дающие наиболее полный спектр того, чем потчуют синефилов. Некоторые из фильмов уже куплены, и развернутые рецензии читатель сможет увидеть впоследствии, к моменту их выхода на экраны кинотеатров.

Последние дни (Last Days), США, 2005
Режиссер: Гас ван Сент
Программа "8 1/2 фильмов"

Один из лучших фильмов, показанных на фестивале, призер Канн. Гас ван Сент – волшебник. Только режиссеру такого уровня позволительно ставить камеру напротив актеров и 10 минут следить за их диалогом без монтажной склейки, без "восьмерок" с наездами на лица, без крупных планов. Или, напротив, снимать часть ленты только крупным планом, скажем, одни глаза. Только ему удалось рассказать о смерти Кобейна так, что обыденность обстановки заброшенного в глуши замка, тупое непонимание окружения (торчков и пи...ров), докучливые звонки продюсеров превращают Большой Уход кумира поколения в нечто меньшее, чем легенда, и в месте с тем в нечто большее, чем банальный овердоз. Истина – как всегда посредине. Фильм снят в завораживающем квазидокументальном ритме, очень тягуче, как и все картины ван Сента, но вместе с тем с каким-то присущим только этому автору внутренним драйвом. Необъяснимое притяжение смерти. Ни одной песни Кобейна. Моцарт и крики отчаянья – все, что сопровождает этот шедевр. В главной роли друг авторов молодой актер Майкл Питт (однофамилец), лидер группы Pagoda и жених также играющей в фильме Азии Арженто.


Дыра в моем сердце (The Hole in Me Heart), 2004, Швеция – Дания
Режиссер: Лукас Мудиссон
Программа "8 1/2 фильмов"

Из всей "Догмы" мне больше других нравился именно этот режиссер с неблагозвучной для русского уха фамилией и огромным сексуальным запалом. Его "Fucking Amal" слыл любимым фильмом протестующей молодежи конца тысячелетия насчет лесбиянок и потрахаться. После серии экспериментов, в том числе и с русскими актерами ("Lilja 4-ever" с Оксаной Акиньшиной), на тему социальных последствий жесткого скандинавского секса режиссер скатился до банальной полуигровой картины о съемках любительской порнухи (тема не новая). В отличие от азиатского аналога, у Мудиссона получился нравоучительный видеоарт, рефлектирующий на тему – если папа извращенец, что же будет с сынишкой? Снято, как принято у птенцов гнезда фонтриерова, ручной камерой с массой отвратительных физиологических подробностей, вплоть до блюющих изо рта в рот актеров (это типа сексуально). За деревьями неофрейдистских размышлений не видно ни леса киноискусства, ни внятной идеи. Хорош исполнитель роли сына – непрофессиональный актер-инвалид и красивая главная героиня-порноактриса.


Мост искусств (Le Pont Des Arts), Франция, 2004
Режиссер: Эжен Грин
Программа "Вокруг света"

Французское кино прошло пик своего величия и сейчас частенько плетется в фарватере придуманных в 80-е схем. В данном случае перед нами нечто невнятное про покончившую с собой юную академическую певицу, сдуру спрыгнувшую с Моста Искусств и оставившую после себя пластинку, прослушивание которой возвращает к жизни стоящего на очереди самоубийцу, ее приятеля. Чего эти люди вдруг решили посамоубиваться – не очень понятно. Куча длинных и пошлых разговоров, затянутые планы, "красивость" в каждом кадре. Скука смертная; хорошо, если не купят.


Хористы (Les Choristes), Франция – Швейцария – Германия, 2004
Режиссер: Кристоф Барратье
Программа "Национальные хиты"

А вот пример противоположного рода во французском кинематографе, то бишь кино высокого европейского уровня, не стыдно и миру показать. Сентиментальное до предела, но очень понятное и очаровательное, про послевоенных подростков. Номинант прошлого года на "Оскар" от Франции, вошедший в финальный список и боровшийся (хоть и безуспешно) за приз. До боли напоминает "Республику Шкид" и "Подранков" Губенко в одном флаконе, только без финальной гибели героев и прочих ужасов. Про педагогическую любовь взрослых к детям, необходимое насилие, детский протест и очищающее влияние классики. Про детский хор в заброшенном французском интернате и очень хорошего надзирателя и композитора в одном лице. Замечательная игра актеров, слезливый и вместе с тем достаточно смешной сюжет, счастливый финал – типичное семейное кино. Я плакал.


Фактура кожи (Texture of Skin), Корея, 2005
Режиссер: Ли Сун-Кан
Конкурс "Перспективы"

Я корейское кино нежно люблю, как и китайское, японское, тайваньское и гонконгское. Все актеры – симпатичные, раскосые, сдержанные. Если кино про ЭТО, а в данном случае именно так, все как одна девочки – стройняшки: маленькая грудь и скрытая животная сексуальность. Европейская визуальная техника плюс восточный колорит. Парень договорился с девушкой, что они будут заниматься сексом ровно 9 раз, после чего разойдутся. На экране показаны во всех подробностях 5 случаев из 9, сопровождающихся не совсем доведенной до конца историей подглядывания героем-фотографом за другими парами. Масса аллюзий на европейское кино, не очень нужная смерть одной из героинь под колесами машины, в финале – попытка легкой мистификации. В целом довольно утомительное, но красивое и чрезвычайно неспешное действо. Для дебюта хорошо, как кино для "смотрения" – дико вторично. Сексуальные сцены сняты откровенно и натуралистично, но вместе с тем искренне и ласково. Видно, что актеры занимаются любовью перед камерой без малейшего напряга. По сценарию рефлексии по поводу "нехорошо трахаться без любви" со стороны девушки не наблюдается, парень в этом вопросе гораздо уязвимее, плачет, не желает расставаться после оговоренного числа раз. Мораль хоть и безыскусная, но верная – мол, все в жизни преходяще. Прокат маловероятен, но не беда, все равно восточное кино – forever.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей