|
По словам министра, обсуждение этого вопроса состоится 11 августа, на ближайшем заседании правительства. Суть проекта состоит в том, что с 1 января до 1 июля 2006 г. не заявленные ранее доходы физлиц должны быть перечислены их обладателями на счета кредитных учреждений с уплатой 13%-ного подоходного налога. После чего "эти лица освобождаются от всех санкций по налоговому законодательству за все предыдущее время", заявил Кудрин.
По смыслу заявления видно, что данное решение связано с желанием государства вывести из тени "беглые" и "не совсем белые" капиталы и вовлечь их в экономический процесс. Идея не нова – ранее с подобными заявлениями выступал, обращаясь к парламенту, Владимир Путин. Тогда в достаточно резкой форме глава государства сказал о том, что "беглые капиталы" должны "работать на нашу экономику, а не "болтаться в офшорных зонах".
Заявление Кудрина о предстоящей амнистии вызвало шквал обсуждений и комментариев экспертов, основной вывод из которых привычно далек от оптимизма. Есть основания полагать, что благая, на первый взгляд, идея может быть разнесена в пух и прах еще до начала ее практической реализации.
Так, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", глава комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, в целом поддержав предложение Кудрина, обратил внимание на другую сторону вопроса. "В реализации этой идеи есть масса юридических сложностей, с которыми мы столкнемся при обсуждении ее в парламенте, – отметил сенатор. – Это предложение противоречит налоговому законодательству и закону об отмывании денег".
Немало сомнений в результативности затеи вызывает и то обстоятельство, что для "амнистии" выбрано не самое подходящее время. Трудно поверить, что к 1 января (и даже к 1 июля) в России улягутся опасения и недоверие к государству, порожденные "делом "ЮКОСа". Показательный разгром крупнейшей публичной компании, осуществленный посредством вольной трактовки налоговых законов, основательно подорвал доверие к налоговым органам и всему, что с ними связано. Вряд ли по прошествии столь короткого времени кто-то захочет открыть свои "заначки", заплатить налоги и спать спокойно.
Другой, не менее важный, аспект данного вопроса заключается в том, что даже без учета "дела "ЮКОСа", заинтересованных в "амнистии" капиталов в том виде, который предлагает Кудрин, найдется, похоже, не так уж и много. Дело в том, что, выведенные из России капиталы инвестировались и продолжают инвестироваться в российские активы при помощи постоянно совершенствующихся офшорных схем. Более того, с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что в Россию инвестировано именно столько "беглого капитала", сколько позволяют возможности нашей страны. Не секрет, что по ряду причин российские активы более привлекательны для вложений выведенных из страны средств, чем какие-либо другие. Все это позволяет утверждать, что скорость и объемы возврата "беглого капитала" не зависят напрямую от того, как относится к нему российское государство.
В связи с этим весьма сомнительно, что кто-то захочет пожертвовать 13% капитала только лишь ради смены флага, под которым осуществляются инвестиции. Учитывая же, что с возвратом денег в Россию страновые риски возрастают многократно, вряд ли такая "амнистия" заинтересует большинство владельцев "беглых" денег. Более того, уведенные "в тень" капиталы крайне неоднородны по своему виду, и вряд ли к ним ко всем можно применять одни и те же меры по легализации. Существует опасность того, что предлагаемая "амнистия" в ее нынешней форме будет способствовать возвращению не столько относительно честных выведенных капиталов, сколько "отмыву" наиболее преступной его части. Во всяком случае, 13% может оказаться вполне приемлемой ценой за "отмывку", в результате чего Россия окажется в роли всемирной финансовой "прачечной" для криминальных денег.
Одним словом, идея амнистии капиталов требует глубочайшей экономической и законодательной проработки, а также выбора оптимального времени для проведения. Желание запустить процесс уже с начала следующего года более всего напоминает попытку продемонстрировать всему миру чистоту помыслов российского руководства, подвергнутую сомнениям в результате "дела "ЮКОСа". Что касается реального массового выхода капиталов из "тени", то главными его условиями станут формирование четкой и вменяемой политики российского государства, а также способность экономики принять и "переварить" эти деньги. Ни то ни другое в нынешней российской ситуации, увы, неосуществимо.