Человека сотворил старый джазмэн

Читать в полной версии →
Сотрудники Университета Уэсли в Техасе раскрыли проделку Создателя - оказывается, он был настоящим джазистом! Ученые превратили белковые цепочки в нотный стан, а аминокислоты - в аккорды




Поскорее транслируйте вашу наследственную информацию, приводите в порядок X- и Y-хромосомы, потом у вас не будет на это времени, потому что техасские генетики собираются играть по вашим нотам, по вашим игрекам и иксам, свой безумный генетический джаз, они чхать хотели на стройные симфонии, они не церемонятся с регистром, им нужны только гены, или ноты, что, впрочем, не так уж важно, и пара белков. Ну и ваша плоть, Дамы и Господа!

Сотрудник Университета Уэсли в Техасе, Мэри Анна Кларк, биолог, участвует в образовательном проекте – а если выразиться точнее – в генетическом ликбезе под названием "Протеиновая музыка". Цель этого проекта – помочь людям, которые страстно желают понять, из чего они состоят и почему вообще существуют, но никак не могут осилить опыты Менделя и уж тем более вникнуть в современную генетику.

Итак, все мы сделаны из белков. Все живое состоит из белков, которые иногда, для пущего эффекта, называют протеинами. Каждый протеин представляет собой цепочку аминокислот. Аминокислот всего 20, и все они имеют названия, которые ученые для удобства сокращают; большинство прилежных мальчиков и девочек учили эти сокращения в школе. А теперь представьте, какое разнообразие молекул – бешеное, невыносимое – заключено в живых организмах.

Мэри Анна тоже учила в школе сокращения, она учила их в университете, и каждый день видит на работе. Они ей поднадоели. Она решила заменить их нотами. Поскольку нот всего семь, а аминокислот – двадцать, ей пришлось выбрать наиболее часто встречающиеся в белковых цепочках блоки, и каждому поставить в соответствие ноту. Заметьте, простор для импровизаций уже обеспечен.

Если человека сотворил Бог, то он был истинным джазистом, и, в любом случае, это только делает ему честь. За всю историю рода человеческого Создатель написал чудовищное количество произведений, такого плодовитого композитора не видывала Вселенная. Ученые слушают джаз своих ДНК, слушают джаз жизни, они кайфуют от своей самбы, в которую вплетаются твердые аккорды мам, пап, бабушек, дедушек, пращуров…

Между прочим, это не только развлечение – с помощью протеиновой музыки можно найти самые тонкие различия между белками. У многих видов есть сходные ферменты, и если, переложив их на музыку, проиграть эти "треки" вместе, слух без труда уловит фальшь. Так, можно запросто устроить джем человека с обезьяной, ежика с дикобразом, и т.д. Где-то эти виды творят звучат в диссонанс, а где-то сливаются в потрясающую гармонию.

"Так намного проще понять структуру протеинов, - говорит Кларк. – Когда вы просто копаетесь в электронной базе данных и смотрите на длинные скучные цепи, вам не приходит на ум ничего, кроме "О Боже, какие они длинные", а протеиновая музыка дает вам возможность как бы почувствовать молекулу…"

В начале мы упомянули о блоках аминокислот, на которых строится нотная грамота. Так вот, эти последовательности тоже можно изменять, что приведет к еще более сложным "композициям".

Некоторые ученые предлагают настоящее полифоническое письмо. Вот модель Росса Кинга: каждой аминокислоте ставится в соответствие аккорд из трех нот, причем композитор должен принимать в расчет физические свойства – одна нота для растворимости, вторая – для заряда, а третья – собственно для кислоты. И так далее.

Иван БАБУШКИН |
Выбор читателей