|
Накануне КС отклонил ходатайства заявителей о приостановлении действия положения о новом порядке выборов губернаторов и о привлечении в качестве свидетелей ряда высших должностных лиц. Однако и рассмотрение ходатайства представителей органов власти о прекращении производства по большинству жалоб по данному делу отложено: суд намерен вынести свое решение по ним одновременно с постановлением по делу в целом.
Между тем вчера представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин охарактеризовал доводы заявителей как несостоятельные. "Народ согласно ст.3 Конституции осуществляет свою власть непосредственно (через выборы и референдум), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления", – напомнил он. По словам Шарандина, обе эти модели равнозначны: граждане могут как непосредственно избирать губернатора, так и доверить это право региональным парламентам. "Нельзя абсолютизировать право избирателя, надо рассматривать это право в комплексе с правами на жизнь, достойные жилищные условия, работу. Если губернатор не может их обеспечить, то у президента должен быть механизм по его отзыву", – добавил сенатор.
Представитель президента в КС Михаил Кротов, повторив просьбу снять с рассмотрения вопрос о правомочности назначения губернаторов, мотивировал ее тем, что на нынешнем этапе это будет вторжением в компетенцию законодателя, то есть Госдумы. Дескать, процесс назначений идет полным ходом, "региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным, выстраивается не только исполнительная, но и партийная вертикаль". Кроме того, считает Кротов, назначение губернаторов – вполне законный способ, потому что нигде в Конституции не сказано, что их надо избирать.
Представитель Госдумы в КС Елена Мизулина, в свою очередь, считает, что прямые демократические выборы не всегда являются признаками демократии "и даже порой вредят", если отсутствуют такие основополагающие принципы, как ответственность должностных лиц. Прямые выборы губернаторов оправданны лишь в том случае, если последние "способны к самоограничению, воздерживаются от фальсификаций при повторных выборах, уважают закон и способны уйти в отставку при утрате доверия населения". Ситуация с избранными губернаторами, по наблюдениям Мизулиной, складывалась противоположная: губернаторы вышеперечисленным требованиям не соответствовали, "месяцами пьянствовали". Такие выборы, настаивала Мизулина, это дискредитация властных институтов и повод для роста протестных настроений в обществе. В подобных обстоятельствах президент как врач: имеет право заменить неэффективное лекарство на более действенное, "чтобы пациент был здоров, свободен и счастлив". Впрочем, перечислить тех из переназначенных президентом губернаторов, которые после этого бросили пьянствовать, г-жа Мизулина затруднилась. Зато нашла другой аргумент: дескать, не следует навязывать свободных губернаторских выборов территориям, где идет война. Перечислить эти территории по просьбе оппонентов Мизулина также толком не смогла, но сослалась на заявление министра обороны о войне с международным терроризмом.
Адвокат СПС Вадим Прохоров, выступая с заключительным словом, отметил, что нарушение избирательных прав граждан после принятия закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" совершенно очевидно. По словам адвоката, нет никакой связи между терактами на Северном Кавказе и назначениями губернаторов в Сибири. Лишенные права выбирать, люди чувствуют себя отчужденными от власти и скорее присоединятся к радикалам и исламистам, заключил Прохоров.
Впрочем, заявители все-таки смогли добиться от оппонентов признания того факта, что новый порядок наделения полномочиями глав регионов ведет к ограничению избирательных прав и свобод граждан. Один из заявителей, Гришкевич, при этом отметил, что поскольку война с мировым терроризмом – "не юридическое заключение", то никаких оснований для подобных действий со стороны власти не было.
Постановление КС, предположительно, будет оглашено в течение декабря.