|
К такому выводу пришли исследователи из университета г.Эрфурт (Германия), обнаружившие парадоксальную, на первый взгляд, закономерность: в коллективе, где принято наказывать недобросовестных сотрудников, работается лучше. По их мнению, наличие в организации системы штрафов влечет за собой улучшение взаимодействия между работниками.
В исследовании, опубликованном в последнем номере журнала Science, речь идет об эксперименте, в котором приняли участие 84 студента. Испытуемым предлагалось разделиться на две группы и сыграть в виртуальную инвестиционную игру: выделенные средства они должны были вложить в разного рода проекты или же открыть на них собственные счета, чтобы в дальнейшем накопить как можно больше денег. При этом в первой группе, которую выбрали лишь 30% участников, разрешалось штрафовать игроков, работающих в отрыве от коллектива или не выполняющих свою долю работы, а во второй такая система наказаний отсутствовала.
В конце каждого раунда игрокам сообщали данные о производительности труда и предлагали перейти в другую группу, однако этой возможностью они поначалу не воспользовались. Но через несколько этапов некоторые испытуемые из второй группы переметнулись в первую, в том числе и те, кто работал прежде всего на себя. А далее оказалось, что при наличии системы штрафов они забыли о личных интересах и стали работать на команду. В конце концов, когда игра завершилась спустя 30 раундов, во второй группе игроков практически не осталось, тогда как в первой наблюдался высокий уровень производительности труда. По мнению экспериментаторов, это объясняется тем, что угроза наказания сплотила участников эксперимента и заставила их работать сообща.
"Мы поддерживаем ту идею, что наличие в организации системы штрафов может укреплять взаимодействие сотрудников и помогать компании успешно конкурировать с теми учреждениями, которые испытывают недостаток в подобных механизмах наказания", – утверждает автор исследования Беттина Роккенбах.
Правда, с таким выводом не спешат соглашаться сторонники системы поощрений. "Гораздо лучше награждать людей, давать им положительные стимулы, – полагает Кэйрин Каллен, психолог из Университетского колледжа Лондона. – Изменение линии поведения сотрудников, вызванное негативными мерами, не является долгосрочным".