|
Изложим все по порядку. В июле 2005 г. закон о госрегулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей алкогольной продукции претерпел некоторые изменения, в результате которых появились новые правила маркировки, и тихонько заработала единая государственная информационная автоматизированная система, короче, ЕГАИС.
Приняли правила и приняли, казалось бы, можно расслабиться и работать дальше. Так и вышло. Когда подоспел срок утверждать образцы марок, подписывать официальные документы и шлепать печати, выяснилось, что еще ничего не готово, и поэтому запуск проекта пришлось отложить, ну, до зимы. В феврале выпустили наконец новые акцизы для отечественных напитков, и только к марту добрались до импортного винца.
Производители кинулись лепить марки на свои изделия, однако уложиться до 30 июня, когда, по закону, вся немаркированная продукция превращалась в нелегальщину, было просто невозможно. Настал день X, и в гастрономах раскинулась пустынь. Новыми акцизами обзавелись только 5% импортеров, остальным же выделено время на перемаркировку до 29 декабря сего года. Следует отметить, что процесс этот, несмотря на кажущуюся простоту – отодрал-прилепил – весьма трудоемкий, и требует массы времени, так что былое изобилие вернется, по оценкам экспертов, только к ноябрю, под осенний сплин.
К 1 июля на складах скопилась многомиллионная тара со старыми акцизными марками, импорт дал опасный крен, и правительство поспешило ввести небольшую поблажку: "просроченные" бутылки можно легализовать, наклеив на них новые акцизы поверх старых, недействительных, после чего со спокойной душой вновь отправлять на продажу.
В заключение вспомним о ЕГАИС. Эта система представляет собой базу данных, в которую поступает информация о вот этой конкретной бутылке – сколько градусов, когда и кем изготовлена продукция, и т.д. – таким образом ЕГАИС "синхронизируется" со всей пьющей Россией и дает государству возможность проследить "за каждой каплей спирта". Другое дело, что первый опыт дается столь болезненно.