От Вооруженных сил России остались одни фрагменты

Читать в полной версии →
Идея контрактной армии терпит крах в России, так как желание ее создать откровенно не совпадает с возможностями. Это слишком дорогое удовольствие, и России в ближайшем будущем его не осилить




Эксклюзивное интервью с экс-министром обороны России, депутатом Государственной lумы РФ Игорем Родионовым.

"Yтро": В этом году прозвучал тревожный сигнал – военные признают, что усилия государства по созданию контрактной, то есть профессиональной армии фактически завершились провалом. Например, в 42-й дивизии Минобороны России, дислоцированной в Чечне, разрывает контракт чуть ли не каждый третий военнослужащий. В чем причины фиаско и является ли создание наемной армии панацеей от всех бед?

Игорь Родионов: Аналитики Генштаба, скорее всего, правы. Идея контрактной армии терпит крах в России. И причин этому много. Во-первых, желание откровенно не совпадает с возможностями. Такая армия – слишком дорогое удовольствие, и России в ближайшем будущем это удовольствие не осилить.

В НАТО далеко не все армии стран-участниц формируются по контракту, и в основном по причине экономических возможностей. США, с которыми мы почему-то продолжаем себя сравнивать и подражать во многом, начали переходить на контрактные вооруженные силы после вьетнамской войны. Но еще тогда экономические возможности США были много выше, чем у России. Кстати, сегодня Российская Федерация по общему объему ВВП находится на уровне 70-80% от РСФСР 1989 года. А общая стоимость годового ВВП в США равна $ 8 триллионов. А у России?

Контрактные вооруженные силы есть у Канады и Великобритании, но их геостратегическое положение и численность совершенно иные, чем у России. Франция только-только переходит на контракт, но и ее экономические возможности на порядок выше, чем у России. Вот и все страны… А остальные или мечтают о контрактной системе, или имеют смешанную.

Во-вторых, хочу задаться вопросом. Сколько надо платить рядовому в Московском военном округе, чтобы он служил по контракту хотя бы три-пять лет (хотя это для профессиональной армии мало)? А чтобы был настоящий конкурс? А сколько нужно платить рядовому, чтобы он служил в Забайкалье, на Камчатке, на Чукотке? Сколько надо платить военнослужащему, выполняющему задачи в зоне боевых действий? А ведь это только начало, денежное довольствие. Дальше – жилищная проблема, из которой армия не может выбраться до сего дня. А дальше у рядовых будут появляться семьи и дети. Я уже не говорю, что после службы он должен быть трудоустроен. У него должна быть приличная пенсия за выслугу лет.

И это только проблемы с рядовым составом. А на сколько больше должен получать лейтенант, чтобы он с желанием поступал в военный вуз, а после обучения служил, как минимум 20 лет, имея перед собой перспективу служебного роста, хороший оклад и пенсию, квартиру и остальное? На сколько у лейтенанта все эти материальные блага должны быть выше, нежели у рядового? А старший офицер? А генерал? Кстати, если кто-то забыл: толковые генералы вырастают из толковых лейтенантов!

В-третьих, существует еще одна проблема, которую необходимо решать, и незамедлительно. В армии и на флоте еще во времена маршала Гречко был уничтожен корпус сержантов. Они, сержанты, вроде бы есть, а на самом деле их, конечно же, нет. Произошло смешивание рядового и сержантского состава. Если сегодня начать формировать институт сержантов, подход к формированию должен быть примерно таким, как и к формированию офицерского корпуса. А это значит, что сержант по своему положению и материальному обеспечению должен быть между рядовым и лейтенантом. А это опять ощутимые расходы! Так что в проблеме создания контрактной армии больше вопросов и восклицательных знаков.

Ельцин втравил себя и окружение в эту идею и, не разобравшись в ее сути, давил силой на Минобороны и Генштаб. В итоге сегодня у России нет единых, боеспособных армии и флота! Есть фрагменты, кое-что на сухопутье, на море и в воздухе.

"Y": Россия рассматривает возможность отправки своих миротворцев в Ливан. Нужно ли это делать? И какие дивиденды мы сможем извлечь из разведения сторон в зоне арабо-израильского конфликта?

И. Р.: Мне импонирует заявление Путина о том, что Россия больше не позволит себе участвовать в военных блоках и союзах, как и принимать участие в конфликтах за пределами своей территории. Россия, пожалуй, пока единственная страна в мире, которая может эффективно развиваться, опираясь на свои внутренние резервы, запасы и потенциал. С идеей интернационализма нужно покончить навсегда. Мир должен быть без военных блоков и многополярным. У России выше крыши собственных проблем экономических, социальных и демографических. Если сегодняшний политический режим вплотную не займется вопросом решительного улучшения качества жизни своих граждан, социальные потрясения неизбежны!

"Y": Должна ли Москва оказать Абхазии и Южной Осетии более действенную военную помощь? Адекватны ли реакция и действия России в ответ на откровенную милитаризацию у ее южных границ?

И. Р.: Мы же участники "восьмерки", правда, в качестве "шестерки", но все же. Грузия без поддержки и санкции США по отношению к Южной Осетии и Абхазии ничего не сделает. Поэтому работать надо с нашим "стратегическим партнером" - США.

В случае агрессии Грузии в России найдутся тысячи добровольцев, чтобы противостоять агрессору. И добровольцы найдутся не только в России. Агрессия Грузии станет началом конца Саакашвили и сторонников его политики, что они прекрасно понимают. А реакцию России на все происходящее у ее южных границ я бы характеризовал той детской поговоркой: "И хочется, и колется, да мамка не велит".

"Y": Каково реальное состояние Вооруженных сил России, их боеспособности, вооруженности и качества подготовки личного состава? Какие меры необходимо принять для исправления ситуации?

И. Р.: Очень непростой вопрос. Сложность в том, что информация о реальном состоянии ВС России закрыта настолько, что даже думские комитеты по обороне и безопасности обходят эту проблему стороной. И началось это с той поры, когда "Единая Россия" сделала Думу своей вотчиной. Сложность вопроса в том, что вместо объективной информации о положении дел в ВС идет дезинформация Федерального Собрания и общественности с целью убедить их в том, что реформы успешно осуществляются, а министр обороны достоин заменить Путина на посту президента.

Опираясь на информацию, которой я обладаю, должен сказать, что сегодня в России такого единого понятия, как Вооруженные силы страны, просто не существует. Есть деградирующие армия и флот, и другие войска, зачастую прикормленные, разжиревшие, с другими денежными окладами и льготами, с совершенно другими целями и задачами, нежели у армии и флота.

Я почти уверен, что сегодня армия и флот не способны решать, в случае необходимости, оперативно-стратегические задачи, а штабы не в состоянии планировать и осуществлять управление такими действиями. Что мы можем ждать от наших ВС, если они развиваются и готовятся к боевым действиям с "просочившимися на нашу территорию международными террористами". Чего нам ожидать, если у нас оголены целые стратегические военно-космические направления, нет средств перехвата и уничтожения целей? А потенциальный противник (конечно, не мировые террористы) силен и наращивает усилия в полном превосходстве над нами в воздушно-космической сфере. Что можно ждать от наших ВС, если, случись что, мы навряд ли способны в чистом поле с нуля сформировать достаточное количество полков и дивизий, если в этом возникнет необходимость? Что ждать, если в наших Вооруженных силах нет института младших командиров, если размыты основополагающие духовные стимулы воинской беззаветной службы, защиты Отечества и спасения его ценой собственной жизни?

Юрий КОТЕНОК |
Выбор читателей