ФОТО: Еuphoria-film.com |
Но вот при всей широте этой русской сети, закинутой в теплое море, исход так и остается непредсказуемым. Шансы у "Эйфории" - откровенно неплохие, но оценки в рейтингах итальянской прессы и зрителей – вторые снизу, после "Неприкасаемых" (L’Intouchable) от режиссера Бенуа Жако - неудачного фильма об актуальной поездке в Индию одной крайне несимпатичной девчушки. Впрочем, и рейтинги эти обычно ни на что не влияют. Картина нервного Вырыпаева сразу воздействует на эмоциональное поле зрителя и получает встречную реакцию. Она для кинодебюта театрального режиссера неожиданно ладно сложена. Это не рассказанная, а чувственно показанная под звуки баяна зарисовка. Операторская работа заслуживает всяческих уважительных похвал. И цвет, и свет создают удивительное единство, наложенное на экзотическую фактуру. Основной герой фильма – сухие донские степи. Вся условная история выстроена вокруг очень общих понятий "любовь" - "смерть" – "страсть". Я смотрел картину на "Кинотавре", она мне очень понравилась и явно заслуживала главной награды. Но вот, спустя несколько месяцев, вспоминается яркий фантик, но не вспоминается никакой конфетки, которая должна вроде бы была в него положена. Вспоминаются образы, пролеты камеры над дорогами и речками, звук выстрела, но никакой содержательной мысли, из всего из этого вытекающей, не припоминается. Какая-то прозрачность пустоты остается в голове.
Сегодня "Свободное плавание" дипломированного киноведа и режиссера-самоучки Бориса Хлебникова, очевидно, потеряет часть своей волшебной прелести, так как адекватно перевести то, что и как говорят многочисленные герои этого смачного комедийного комикса просто невозможно. А речевая ткань фильма – его неотделимый элемент. Но эта минималистская работа – самая искренняя и прочувствованная, насквозь неподдельно русская картина в русской тройке этого года. Светлое абсурдистское фрик-шоу в экстерьерах рассыпающихся в прах городков Мышкин и Кашин на Волге. Дураки встретились с дорогами. И вот ужас! Пытаются их ремонтировать. Речевые импровизации кемеровского лицедея Евгения Сытого и говорящая мимика актера театра Гришковца – Александра Яценко. Мощное присутствие в кадре авторитетного кубанского казака Петра Зайченко. Цитатная иоселианиевская пантомима. Бентохаммеровские ситуации-перевертыши. Аккуратный монтаж. Трогающая ювенильная любовная история. Фильм, как и "Настройщик" Киры Георгиевны Муратовой оставляет за собой шлейф афоризмов, намертво связанных с картинкой, на фоне которой появлялся комиксовый пузырь текста. Дойдет ли вся эта карнавальная радость до настроенных на что-то прагматически конкретное из всей пресловутой широты русской души европейцев? Не уверен.
Закрывать всю эту нынешнюю венецианскую феерию в любом случае будет русская картина, и послевкусие фестиваля от нее будет "по-русски" - с водкой и соленым огурцом. "Остров" Павла Лунгина блистает только солирующим великим говорящим немым Петром Мамоновым. Фильмами Лунгина почему-то всегда интересуются европейские фестивали. Картина по эстетике традиционная, если не сказать консервативная. Фильм для показа по телевизору, для широкой уставшей аудитории. А ныряние отечественных режиссеров в "православную тему" меня лично откровенно отпугивает, так как превращается уже в какую-то лавинообразную конъюнктурную тенденцию.
Итак, завтра венецианские фанфары вновь громко прозвучат. И кого-то выведут под белы руки и будут тыкать в физиономию львиным золотом. Мудрого Азиата? Простодушного Русского? Или жюри сделает нам неприятный сюрприз? Свою пятерку победителей я уже сложил в кучку. Завтра буду сравнивать.