|
"Yтро": Виктор Васильевич, что, на Ваш взгляд, принесет России Лесной кодекс? Чем объясняется столь долгий процесс его принятия?
Виктор Грачев: Последняя, кажется, 30-я по счету редакция Лесного кодекса учитывает многие замечания и предложения, которые высказывались в ходе обсуждения этого документа. В нынешнем виде кодекс предусматривает новые системы управления на совершенно ином уровне, но он не учитывает правопреемственность старой законодательной базы. И в этом таится большая опасность. Поэтому мы выступаем за принятие Лесного кодекса в этом году, но для того, чтобы отработать всю нормативную документацию (там ведь одних инструкций, положений, наставлений, расчетов, постановлений правительства РФ, нормативных актов и т.д. более сотни), нужно дать период на "разбег" не менее чем полгода или год. Так что мы предлагаем, чтобы Лесной кодекс был принят сейчас, а в силу вступил с 1 января 2008 года. Кроме разработки нормативно-законодательной базы, предусматривается передача полномочий по управлению лесными ресурсами на уровень субъектов Федерации, что также требует времени. Это правильная позиция. Мы неоднократно выступали за то, чтобы управление лесами приблизить к территории, на которой они находятся. Потому что из Москвы эффективно управлять целой четвертью земных запасов леса невозможно. Федеральный центр должен выполнять координирующую работу: прежде всего, правоустанавливающую функцию, разработку нормативно-законодательных документов, осуществлять мониторинг лесов, научное обеспечение лесопользования и т.д. А все, что касается непосредственно распоряжения лесными ресурсами: выделение участков для аукционов, проведение аукционов, проведение лесовосстановительных работ, – должно находится на уровне субъектов Федерации.
Что касается отдельных положений, то, конечно, Лесной кодекс предусматривает только аукционную продажу отдельных лесных угодий. В то же время он предусматривает инвестиционные соглашения. Необходимо помнить о том, что какой бы мы хороший закон ни приняли, как бы он ни был выгоден, без финансового обеспечения государственного управления лесами мы положительных результатов не получим. Что имеется в виду? Сегодня доход Вологодской области составляет 600 млн руб., в Федерацию мы перечисляем 470 млн руб., 130 млн руб. остается в областном бюджете. А из федерального бюджета на управление российскими лесами уходит всего 170 миллионов. А на следующий год заложили и того меньше – 130 миллионов. Вот такое финансирование подталкивает лесхозы не к государственным функциям, а к коммерческой деятельности, чтобы заработать деньги, иногда даже полулегальной деятельностью. Этот момент тоже должен быть учтен и на уровне правительства, и нашими законодателями.
"Y": Не возникнет ли в связи с принятием нового закона опасности приватизации лесных богатств РФ экономическими субъектами как российского, так и иностранного происхождения?
В.Г.: Я не вижу ничего предосудительного в частной собственности. Хотя президент во время недавней прямой линии коротко и ясно сказал, что будет федеральная собственность. Но в Финляндии, например, 60% лесов находятся в частном владении, в США они могут быть как в федеральной собственности, так и в собственности штатов. И при этом леса используются эффективно. Я думаю, даже сегодня нужно передать леса в частную собственность тем акционерным обществам и сельхозпредприятиям, которые их и так уже используют, но совершенно бесплатно, чтобы они берегли свои ресурсы и ухаживали за ними. А к бесплатному относятся сами знаете как.
"Y": В последнее время на всех уровнях власти много говорится об ограничении или даже запрете экспорта не переработанного леса и переход на экспорт готовой технической продукции и полуфабрикатов. Насколько это осуществимо в настоящий момент? Что препятствует этому и что для этого нужно?
В.Г.: Нужно очень взвешенно, аккуратно и дифференцированно подходить ко всем вывозным таможенным пошлинам на древесину. Баланс производства мелкотоварной древесины (осины, березы) диаметром 6 см (это используется в целлюлозно-бумажной промышленности), перекрывает баланс производственных мощностей целлюлозно-бумажной промышленности у нас на северо-западе примерно на 20-25%. Если пошлины вот в таком виде (не менее €9) введут, экспорт такой древесины станет невыгоден. А мы в лучшем случае будем использовать ее на плиты ДСП и даже на топливные дрова. То есть я хочу сказать, что мы неэффективно используем древесину. Вот что нужно учитывать. Прежде чем повышать вывозные таможенные пошлины, необходимо развивать производство, строить новые производственные мощности, которые перерабатывали бы эту древесину.
Древесина – это самовосстанавливающийся ресурс. Вот вырубили лес. Даже если не будет его искусственного воспроизводства лесопользователями, через несколько лет леса все равно вырастут. Сегодня существует даже опасность зарастания территории России лесами. Другой вопрос, что при бесконтрольном росте происходит смена породного состава. Если искусственных посадок нет, то на месте рубок вырастает маленькая елочка. Через два-три года ее сжигает солнцем, она погибает, а дальше появляется лиственная древесина. В итоге мы сталкиваемся с проблемой использования низкокачественной древесины. А воспроизводство должно осуществляться за счет посадки высокопродуктивных насаждений хвойных пород (ели, сосны).
К сожалению, ни МЭРТ, ни Министерство промышленности не занимаются лесным хозяйством, только Министерство природных ресурсов. А должна быть серьезная программа развития лесной промышленности на уровне Федерации, которая предусматривала бы грамотное размещение перерабатывающих производств, то есть макроэкономические условия. Нужно также предусмотреть средства на строительство инфраструктуры. В Финляндии на 1000 гектаров леса приходится 140 км лесных дорог. У нас этот показатель гораздо меньше. Нужно направить часть Стабфонда на обустройство инфраструктуры лесов. Без дорог лес не заготовишь. Кроме того, дороги, опять же, обеспечивают постоянное неистощительное воспроизводство лесных ресурсов. Они необходимы, чтобы можно было ухаживать за лесом, охранять от пожаров, нарушений. При наличии соответствующих условий все российские леса пригодны для лесопользования, кроме таежных.
"Y": Некоторое время назад прощупывалось общественное мнение на предмет передачи в разработку дальневосточных лесных угодий Китаю. Знаете ли Вы, как выглядит истинная схема сделки и как в этом случае будут обеспечиваться экономические интересы России?
В.Г.: Конкретных условий я не знаю. Но в целом могу сказать, что нет ничего предосудительного, если некоторые лесные участки будут предоставлены эффективным лесопользователям под инвестиционный проект. Если сегодня мы работаем в сфере по организации и строительству целлюлозно-бумажного комбината, то, конечно, под этот проект мы подбираем лесосырьевые ресурсы. И если китайская фирма предоставляет гарантии инвестиций порядка $2 млрд на развитие переработки, то такая аренда вполне допустима. Аренда лишь для того, чтобы вырубить лес, России абсолютно не нужна. Потому что стоимость древесины на корню сегодня в лучшем случае, с учетом аукционов, достигает 300 рублей. Если мы срубили и распилили древесину, то получаем в среднем 1000 рублей. А если распиливаем ее на пиломатериалы, получаем с кубометра уже $140. Это достаточно высокая добавленная стоимость. А если еще отходы от переработки мы везем на ЦБК или используем в теплоэнергоцентралях, это дает мультипликативный эффект, потому что там предусматривается также переработка и утилизация сырья, и есть уже примеры, когда за счет сжигания отходов получали электроэнергию. Сегодня мы в среднем по стране с одного заготовленного кубометра получаем около $50-60, а Финляндия – $400-500. За счет того, что там развито лесопильное производство, теплоэнергетика и особенно развита целлюлозно-бумажная промышленность. На душу населения мы производим 32 кг бумаги, Финляндия – 300 кг, а Америка – 280 килограммов.
"Y": Еще одна серьезная проблема использования лесных ресурсов связана с вопросами экологии. Существует ли опасность нанесения непоправимого ущерба природе в результате лесозаготовок? Существуют ли сегодня места, где заготовку леса нужно срочно прекращать? Каковы основные критерии экологической безопасности в современной системе лесозаготовок в России?
В.Г.: Это очень правильный вопрос. Сегодня порядка 10% древесины вырубается нелегально, при этом игнорируются все правила лесопользования. Здесь я вижу некую инфантильность федеральных органов власти, в том числе и законодательных. Например, в 2005 г. был создан Росприроднадзор, для того чтобы следить за лесопользователями и за лесным хозяйством. Но при этом все контрольно-надзорные функции у лесхозов были изъяты. А между тем лесник – главный хранитель лесов, он должен иметь реальные полномочия по контролю.
Следующее. Как мне лет семь назад сказал один из районных прокуроров, лес в России воруют, а предмета воровства нет. В УК существует ст. 26 "За лесонарушения и повреждения леса", которая квалифицирует незаконную порубку леса как минимальный ущерб, средний, крупный и особо крупный, в зависимости от размеров вырубки. Так вот, для того, чтобы понести уголовную ответственность за фактическое воровство, нужно вырубить сразу 80 кубометров леса. До 2003 г. в названной статье существовал пункт "неоднократное лесонарушение", по которому также предусматривалась уголовная ответственность. Теперь эта статья отменена, и нарушители могут действовать практически безнаказанно. Кроме того, в УК есть ст. 158 "За хищение имущества" (лес ведь тоже имущество). Почему она сегодня не применяется? Нет правоприменительной практики.
В связи с тем, что мы сегодня не обустраиваем инфраструктуру и нет лесных дорог, лесопользователи подрубают те леса, которые находятся в пределах досягаемости. Это тоже чревато экологическими опасностями. Поэтому строительство дорог – важнейшее мероприятие со стороны государства в целях обустройства наших лесов.
Пора от разговоров перейти к конкретным решениям по лесу. Первое: необходимо принять серьезную программу развития лесной промышленности РФ. В сентябре прошлого года было принято решение разработать такую программу. Почему оно не выполняется? Второе: необходима программа обустройства лесов, строительство лесных дорог. И третье: нужна программа развития отечественного машиностроения, которое могло бы обеспечить технологическую, техническую переработку древесины.