|
Ему было не занимать мужества и решимости: Григорьев - фактически самоучка, впервые вышедший на сцену не актером, а монтировщиком в питерском Театре имени Ленсовета, где уже через несколько лет сыграл свои первые роли, после окончания местной школы-студии. Потом в его жизни было много сцен: Театра им. Веры Комиссаржевской, московских МХАТа и Театра им. Пушкина, а с 1971 г. он появился и на экранах. Никогда не играл главных ролей, но зрителю запоминался отлично - настолько был ярким, харизматичным, полным энергии и, конечно, талантливым.
"Хождение по мукам", "Трактир на Пятницкой", "Сибириада" и "Транссибирский экспресс", "Пиковая дама" и "Лев Толстой", "Земля Санникова" и "Остров сокровищ", "Зеленый фургон" и "Сыновья уходят в бой", "Черный треугольник", "Шурочка", "Не стреляйте в белых лебедей" и другие - фильмы с его участием смотрели всей страной и продолжают с удовольствием смотреть до сих пор. После съемок в "Рабе любви" Никита Михалков сказал о Константине Григорьеве: "Это настоящий актер русской театральной школы переживания. Это актер, о котором всегда мечтают режиссеры, и я в частности".
Ни народная любовь, ни отношение Михалкова не спасли настоящего актера Григорьева от сокрушительного и нелепого удара судьбы. Его карьера завершилась в 1983 г. на лестнице в Доме актера. Он повздорил с кем-то во время шумной гулянки, каких и в 80-х было немало, и вышел на лестничную площадку - "поговорить". Сзади кто-то ударил по голове, очень сильно - так, что крепкий Григорьев упал на ступени. И чья-то худая нога, обтянутая черной тканью брюк (это единственное, что потом актер вспомнил о том человеке), столкнула его вниз, где его и нашли в луже крови четверть часа спустя.
Травмы головы оказались роковыми, но здоровье этого мужчины оказалось сильнее смерти: две недели пролежав в коме, он снова вернулся в этот мир. К своим друзьям, коллегам и близким, которые мысленно его уже похоронили. И, как выяснилось, ему - такому, каким он стал после удара, - некуда было возвращаться. Врачи провели восемь операций, ибо повреждения мозга - не шутка, но диагноз даже после многих часов, проведенных под руками хирургов, не оставлял Григорьеву надежды на полное восстановление. Частичная потеря памяти и нарушение функций левого полушария мозга сделали его неспособным общаться, речь стала нечленораздельной, поведение - порой не совсем адекватным. В больнице сказали, что "реабилитационный период" займет полгода, но он затянулся для Константина Григорьева на всю оставшуюся жизнь. Если это можно назвать жизнью.
До конца 80-х гг. он пытался наверстать упущенное на московской сцене, но все его роли уже были розданы другим актерам, а режиссеры не захотели работать с человеком, которого кто-то бездумно жестокий назвал ненормальным, и вслед за ним, увы, это стали повторять слишком многие. Актерская карточка Григорьева "случайно" оказалась в так называемой "стопке умерших". Словом, сам он вернулся с того света, но люди, с которыми он раньше работал и дружил, отказались его принять.
В 1989 г. Григорьев вернулся в Ленинград и пропал из поля зрения тех знакомых, которые продолжали за него переживать. Несколько лет назад газеты вдруг выудили откуда-то его историю и показали публике нового Григорьева - уже не знакомого всем короля Ричарда и капитана Смоллетта, а одинокого больного человека, прозябающего в вынужденной нищете и неспособного связать вместе два слова. Он действительно жил в Питере один, с тех самых пор, как уехал. Мужчина по имени Михаил, который ухаживал за ним в последнее время, рассказал "Собеседнику" о том, что актер чувствовал себя очень плохо (у него был рак, от которого Григорьев и скончался), весил всего 59 кг и говорил так тихо и бессвязно, что невозможно было расслышать. Актер, на счету которого более десятка ролей в известнейших советских фильмах, умер, оставленный на произвол судьбы всеми, кто его когда-то любил и восхищался его талантом.