|
Артур Шлезингер еще при жизни стал классиком и патриархом политологии. Достаточно сказать, что как минимум два поколения американских экспертов учились по его учебникам. Шлезингер - человек, уникальный в том смысле, что одновременно творил историю, будучи спич-райтером президента Франклина Рузвельта в годы Второй Мировой, а потом советником президентов Джона Кеннеди и Линдона Джонсона, и объяснял, как изучать процессы развития общества.
Родился будущий классик в городе Колумбус (шт. Огайо) в семье известного историка Артура Шлезингера-старшего. Получив историческое образование в Эксетерской академии им. Филлипса и Гарвардском университете, Шлезингер занимался историческими изысканиями и публицистикой. Во время Второй мировой войны Шлезингер служил в Управлении по сбору военной информации и Управлении стратегических служб (будущем ЦРУ) и писал речи для президента Франклина Рузвельта. После войны, в 1946 г., он стал профессором истории в Гарвардском университете, где работал до 1961 года. В том же 1946 г. он получил известность и был награжден Пулитцеровской премией за книгу "Эпоха Джексона". Позднее Шлезингер дважды удостаивался престижных премий: в 1966 г. за книгу "Тысяча дней" - второй Пулитцеровской премии и в 1979 г. за книгу "Роберт Кеннеди и его времена" - Национальной книжной премии США. В 1961 – 1963 гг. он был советником президента Дж.Ф. Кеннеди, а после его убийства - советником президента Джонсона. В 2003 г. знаменитый публицист был удостоен Премии четырех свобод.
В последние годы Шлезингер подверг разгромной критике доктрину превентивной войны Джорджа Буша-младшего, в которой война против Ирака оправдывалась наличием у последнего оружия массового поражения. Шлезингер напоминал, что предупредительной самообороной оправдывала свои действия и Япония, напавшая в 1941 г. на американский флот в Перл-Харборе. Он называл решение Буша роковой ошибкой, которая и делает из США самозванного судью в мировых делах. Историк утверждал, что это приведет к чрезмерной концентрации власти президента внутри страны, и призывал вернуться к традиционной для Америки доктрине сдержек и противовесов. По мнению Шлезингера, нравственность государства определяется признанием им того, что и у других наций есть свои собственные законные традиции и интересы, ценности и права.