|
По мнению главы Минфина, на исполнение целей по инфляции негативное влияние оказывает не рост тарифов, а приток капитала. При этом Кудрин отмел часть других рисков, способных провоцировать инфляцию, но не представляющих на данный момент опасности для российской экономики. Так, по его словам, в текущем году рост тарифов на услуги естественных монополий не несет инфляционных рисков, так как "эти риски уже оценены". По мнению Кудрина, исполнение прогнозов по инфляции находится в рисковой зоне по другой причине – "с начала текущего года сальдо притока капитала превысило прогноз на десятки миллиардов долларов. Это риски реальные, и мы должны дополнительно их изучать". Накопление и аккумулирование капитала, считает министр, не имеет такого же инструмента стерилизации, как нефтегазовые доходы, поэтому Центробанку требуется активно использовать такие инструменты, как ставка рефинансирования и ставка привлечения депозитов на свои счета.
Опасения главы Минфина относительно продолжающегося укрепления рубля разделяет и российский президент. В ходе вчерашнего совещания с членами правительства глава государства высказал опасение по поводу последствий укрепление рубля: "Я разговаривал с главой Центробанка. Он не фиксирует пока отрицательного воздействия на перерабатывающие отрасли экономики. Но нужно обратить на этот фактор внимание".
Впрочем, высказанные президентом опасения, связанные с опасностью укрепления рубля, выглядят довольно мягкими на фоне прогнозов, сделанных на днях все тем же Кудриным. По мнению главы Минфина, уже в 2009 г. страну может ожидать девальвация национальной валюты, со всеми вытекающими из этого последствиями. Процессы в финансовой и банковской сфере России, считает министр, весьма похожи на те, что имели место в преддверии азиатского кризиса 1997–1998 гг., когда сокращение притока капитала привело к резкой девальвации национальных валют.
В связи с этим наибольшее опасение главы Минфина вызывают инфляция, укрепление рубля, огромные долги крупных государственных компаний, а также слабая банковская система и ограниченные возможности Центробанка по работе со спекулятивным капиталом, наводнившим Россию. Последние два пункта несут в себе наибольшие риски, причем не только для финансовой системы, но и для экономики в целом, подрывая ее запас прочности и устойчивости к внешним изменениям.
Растущий объем внешних заимствований таких компаний как "Газпром", "Роснефть", ОАО "РЖД" и РАО "ЕЭС" уже превысил сумму в $300 миллиардов. В случае более или менее серьезных изменений в ситуации с курсом рубля, компании будут не в силах обслуживать свои обязательства. А с учетом их фактического государственного статуса, велика опасность перехода корпоративного дефолта в дефолт государственный. Не меньшей зоной риска является сегодня и банковский сектор. На фоне благоприятной конъюнктуры и постоянной внешней денежной подпитки российские банки выглядят весьма надежными, однако это можно расценивать как временное явление. По словам Кудрина, иностранные обязательства российских банков в последние 3–4 года растут столь быстрыми темпами, что это угрожает кризисом в случае ослабления притока иностранной валюты. Ярким примером того, сколь уязвимой может оказаться российская банковская система, стал "кризис доверия" 2004 г., когда приостановление государством работы нескольких банков повлекло за собой падение ликвидности на межбанковском рынке и панику среди вкладчиков. Только вмешательство ЦБ позволило тогда удержать ситуацию под контролем и избежать более значимых потрясений.
Сегодня многие российские банки изрядно загружены т.н. "плохими кредитами", как и банки Индонезии, Гонконга и Кореи накануне азиатского кризиса 1997-98 годов. Именно с этим временем и проводит параллели Кудрин: "Вмешательство государства в экономику, а также раздача кредитов по личным связям в правительстве и бизнесе завершились в 1998 г. падением ВВП в странах Азии от минус 7,4 до минус 13,1 процента".
Сможет ли избежать повторения подобного сценария современная Россия? По всей видимости, сможет, но, как справедливо замечает глава Минфина, лишь до той поры, пока в страну в массовом порядке поступают средства извне. В свою очередь, механизмов удержания ситуации в случае прекращения или сокращения такого притока в России пока просто не существует. Более того, сложившаяся в последние годы система хозяйствования его фактически не предполагает. Накопленный Стабилизационный фонд сможет лишь частично сгладить удар, но принципиально влиять на развитие событий с его помощью невозможно.
Что может послужить причиной сокращения внешней денежной подпитки России и, как следствие, спусковым крючком для кризисных явлений? По всей видимости, либо серьезное падение цен на нефть (что на сегодняшний день не особо вероятно), либо общее ухудшение дел в мировой экономике. Второй аспект особенно актуален в связи с сохраняющейся неопределенностью относительно развития экономической ситуации в США, на которую завязана вся мировая система инвестиций. Не стоит сбрасывать со счетов и Китай, перегретая экономика которого уже начинает преподносить не самые приятные сюрпризы.