|
"Yтро": Как вы оцениваете итоги встречи Владимира Путина и Джорджа Буша в Кеннебанкпорте?
Леонид Ивашов: Конкретный результат этой неформальной встречи касался лично президента Путина и лично президента Буша. Сегодня во мнении радикальной политической элиты США сложилось убеждение, что Джордж Буш-младший предал дело своего отца и Билла Клинтона, дело национального двухпартийного консенсуса. Президенту Америки ставят в вину то, что Россия стала огрызаться и пытаться говорить с Вашингтоном не как с начальством; во-вторых, ему пеняют на то, что он позволяет России вмешиваться в дела СНГ. И третий упрек касается того, что Буш позволил Путину отстранить проамериканское лобби от власти. Похожее отношение наблюдается и в России в отношении Путина, который, якобы, предал дело Ельцина, строит госкапитализм, сокращает свободу прессы и нарушает права человека. Вот два президента и собрались, чтобы показать, что каждый из них – самостоятельный игрок и ничего не предавал.
Что касается вопросов по ПРО, то они не в компетенции Буша. Система ПРО как целевая функциональная задача по нейтрализации российского ядерного потенциала планомерно реализуется с начала 1990-х годов. Клинтон начинал раскрутку этой программы, Буш ее продолжает, и следующая администрация, независимо от партийной принадлежности, будет продолжать эту работу.
"Y": Что стоит за предложением России по совместному использованию Габалинской РЛС и строящейся станции слежения за ракетными пусками в Армавире?
Л.И.: Предложения Путина – из области публичной, но не реальной политики. Они неприемлемы для США, потому что функционально наши и американские РЛС, как и системы предупреждения о ракетном нападении, диаметрально противоположны. Американские радары должны заглядывать вглубь территории РФ, следя за каждым движением наших мобильных ракетных установок и возможными стартами ракет. Наши РЛС ориентированы на слежение за американскими объектами – американцам нет смысла следить за своими же станциями и ракетами.
США уже вложили огромные средства – свыше $400 млрд – в систему ПРО многопланового характера. Мы напрасно концентрируем свое внимание только на радаре в Чехии и позициях ракет-перехватчиков в Польше. США создают мощную противоракетную группировку в космосе, включающую информационную систему из 12 спутников "Лакрос" и ударную систему в виде 16 платформ с непрерывным химическим лазером дальностью действия до 10 тыс. километров. "Boeing-747" оснащаются лазерными установками, способными работать по крылатым и стартующим баллистическим ракетам. Они формируют радиолокационное поле не только в Чехии. Наш северо-западный сектор уже полностью просматривается базой в Норвегии; Дальний Восток берется под контроль базами на плавучих платформах и размещенными на территории Японии; радары устанавливают на Алеутских островах и даже в Австралии. Ожидается, что разместить радиолокационный узел, направленный вглубь территории России с южного стратегического направления, обязательно принудят какое-то из государств Закавказья.
"Y": Речь идет о Грузии?
Л.И.: Вероятнее всего, о Грузии. Азербайджан еще сопротивляется, хотя с военной точки зрения объекты удобнее расположить именно там.
Американцы уже развернули на Северном Кавказе для работы свои радиотехнические средства. Есть данные о том, что две трехкоординатные РЛС США поставлены в Азербайджане. В этом регионе постоянно в воздухе находятся американские АВАКСы.
"Y": Насколько эффективен объявленный Россией мораторий на выполнение ДОВСЕ?
Л.И.: Это является политическим шагом, направленным на то, чтобы заставить НАТО реализовывать положения ДОВСЕ. Подписанный в ноябре 1999 г. в Стамбуле, этот адаптированный Договор как бы создавал правовую ситуацию предупреждения крупной агрессии и не давал возможности сконцентрировать на территории одной страны, на одном оперативно-тактическом направлении мощную группировку войск. Это позволяло европейским странам и Турции тормозить американское военное присутствие. В ДОВСЕ фиксировалось пять видов вооружений на территории одной страны, плюс к этому разрешалось временное развертывание небольших сил: до двух бригад. Американцы поняли, что при критической ситуации, когда будет необходимо наращивать свою группировку в Европе, этот Договор им мешает. Американские специалисты использовали ДОВСЕ, чтобы Россия как можно быстрее ушла из Грузии и Приднестровья, а затем решили провалить его, чтобы не сковывать действия своей страны. Ряд объектов они уже ставят в Болгарии, хотя по договору должны были согласовывать эти шаги со всеми участниками ДОВСЕ. Договор не позволял НАТО с приемом новых членов наращивать свой военный потенциал, поэтому сегодня американцы бойкотируют ДОВСЕ. Нам же мораторий даст возможность в какой-то степени наращивать усилия в европейской части России, особенно на флангах. Но если мы по-прежнему будем вводить в строй на практике по 30 танков и закупать по восемь самолетов в год, то мораторий окажется мыльным пузырем. Ведь сегодня на южном фланге по количеству артиллерии, танков и т.д. мы не добираем даже до разрешенной ДОВСЕ квоты.
"Y": Несколько месяцев назад эксперты Академии геополитических проблем рисовали детальный сценарий ударов по Ирану. Сейчас опасность начала войны утратила остроту?
Л.И.: Планы США были реальными: авиационно-морская группировка только ждала приказа на атаку. Этого не случилось, в том числе, и потому, что в России обострили этот вопрос. Сами же иранцы предприняли ряд мощных политических ходов, включая договоренности по установлению союзнических отношений с Саудовской Аравией. Также одной из причин того, что американцы не пошли на удар, явились трудности с созданием политической оппозиции внутри Ирана – для того, чтобы вырастить марионеточные структуры, аналогичные тем, что действуют сегодня в Ираке и Афганистане, необходимо время. Но угроза атаки Ирана не снята.
"Y": Чрезвычайно обострилась обстановка в Южной Осетии, где в любую минуту может вспыхнуть конфликт. Как поведет себя при этом российское руководство?
Л.И.: Грузия проявляет активность, получая солидную поддержку от Европы и США потому, что впереди маячит прецедент Косова. Если план Ахтисаари будет принят в условиях изоляции России, процесс будет запущен. Реализацию плана отложат на четыре месяца, а потом он автоматически ступит в силу.
Саакашвили прекрасно понимает, что европейцам будет сложно его поддерживать, когда создастся прецедент. За несколько месяцев он попытается решить проблему Южной Осетии и Абхазии военным путем. В этот срок должны уложиться нагнетание обстановки и замена российских миротворцев. Переговорный процесс в формате СКК уже приостановлен. Затем пригласят натовцев. Для этого нужно создать ситуацию нестабильности, хаоса и больших жертв.
Слабая позиция России и ее попытка соблюдать нормы международного права, которое, по сути, разрушено, отсутствие реальной поддержки Южной Осетии и Абхазии, особенно в вооружении и военной технике, ослабляют позиции самопровозглашенных республик. Как поведет себя Россия дальше - сказать сложно. Пока не видно четкой стратегии в отношении непризнанных республик. Мы находимся в состоянии постоянного отступления на этом поле, все время извиняемся и делаем все, что нам приказывают.
Если будут проявлены воля и решительность, то для России это станет очень важным моментом. Ведь потеря Южной Осетии и война в Абхазии могут инициировать дестабилизацию на всем Кавказе. Атака на Южную Осетию будет означать, что обязательно вмешается Осетия Северная. Но это уже будет неконтролируемый и неорганизованный процесс. Конгресс народов Северного Кавказа вмешается в события в Абхазии, и тогда закипит весь Кавказ.
Успеха можно достичь только активными действиями, а этого сегодня у России нет. Мы не понимаем, чего хотим, мы ведем некие партизанские действия на геополитической арене и на внутреннем фронте, отстреливаемся, когда нас время от времени прижимают, но все равно отходим. У России отсутствует цельная геополитическая стратегия, она еще не понимает своего мощного геополитического потенциала.
Надеюсь, что в августе все-таки будет сделано заявление по проблеме ПРО в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Китайцы в этом тоже заинтересованы и готовы к такому ходу. Необходимо выступить и предупредить США о принятии конкретных мер. Нужно, наконец, оживлять процесс и в рамках СНГ, где мы до сих пор не имеем внятной единой концепции в области безопасности. Надо активно работать с европейцами. Нужно хотя бы учиться у поляков, которые связывают поставки мяса в Россию с политическими и военными вопросами. Почему для этих целей мы не можем использовать нашу трубу? Разместите в Европе противоракетную оборону, примете в НАТО Украину и Грузию? Тогда Россия пересмотрит свои обязательства по поставкам нефти и газа в Европу. И не нужно бояться потерять рынок. Можно развернуть трубы на восток, и проблема обеспечения нашей безопасности будет решена невоенными средствами.
"Y": Спасибо за беседу.