|
Пакет мультипликационных фильмов из одного цикла, каждый из которых будет конкурировать с другими, - вещь на фестивале в Берлине небывалая. За таким отбором, вероятно, стоит мысль о том, что перед нами уникальный арт-проект, причем рассчитанный не только на детскую аудиторию. Он объединен лишь общей идеей – это сказки народов России. Художественно "сериал" настолько искусно и разнообразно исполнен, что каждый "самоцвет" в этой "Горе" претендует на отдельное упоминание. Свидетельством тому множество призов, которые завоевали фильмы "Пилота" за последние три года на разнообразных международных анимационных фестивалях.
И вот пришло время для проверки на одном из трех самых значимых в мире кино фестивалей - Берлинале-2008. В конкурсе будут представлены "Куйгорож" (режиссер Сергей Меринов), "Крошечка-Хаврошечка" (режиссер Инга Коржнева), "Медвежьи истории" (режиссер Марина Карпова) и "Чепоги" (режиссер Леон Эстрин).
Надо сказать, что в мире кино одна конкурсная номинация на фестивале класса А, причем настоящем, а не липовом, типа ММКФ, уже соответствует победе в каком-нибудь не столь престижном смотре. И это независимо от результата, ведь всем и каждому призы не раздашь. Конечно, если наши ребята еще и завоюют "Серебряных медведей", они войдут в историю, но и сам факт такого массового участия "пилотовцев" в Берлинском смотре говорит о многом.
"Куйгорож" - дебютный режиссерский "самоцвет" автора замечательных, награжденных отдельным призом на "Кроке" пластилиновых заставок к "Горе" Сергея Меринова. Мокшанская сказка о том, как странное существо с не очень привычным для русского уха именем (на мокшанском языке "Куйгорож" означает "змеесова") выполняет роль нашей родной Золотой рыбки, живя у пары персонажей, внешне мало чем отличающихся от пушкинских. Но на самом деле Куйгорож – вовсе не рыбка, он круче. Однажды пойманный, он выполняет любые желания хозяев, постоянно требуя новой работы. А когда таковой не обретается, превращает нажитое добро в прах. Как рассказывает Сергей Меринов, проблема была в том, что у такого демона в аутентичном тексте сказки не было никакого образа, для фильма его надо было придумать. Так на свет появился странный персонаж с клювом и хвостиком, измывающийся над стариком и старухой. Меня восхищает в этом фильме множество мелких деталей, смешных подробностей, так что глазу даже трудно сразу вместить всю колоссальную работу его создателей.
"Крошечка-Хаврошечка" – один из моих личных фаворитов, незаслуженно обойденный вниманием на анимационных фестивалях. Режиссер, художник и автор сценария Инга Коржнева совместила своеобразный стиль зрелого живописца с довольно сложной картиной мира, поставив зловещую, лишь на первый взгляд невинную детскую сказку в общечеловеческий философский контекст. Как мы помним, главным действующим лицом в "Крошечке..." становится Корова, отдающая свои косточки маленькой девочке, чтобы та могла противостоять сестрицам-чудовищам. На экране корова несоизмерима с Хаврошечкой, она – супер-эго ребенка, противостоящее его инфантильным страхам. Визуальное решение этого фильма переносит нас в искусно стилизованный мир, тем самым отвлекая внимание чуткого зрителя от сказочного сюжета, так что мы незаметно переходим от непосредственного восприятия сказки к архетипическим глубинам подсознания. Меня постоянно восхищало то обстоятельство, что талантливые художники почти всегда делают этот "переход на ту сторону" незаметным не только для зрителя, но и для самих себя, и в разговоре с ними практически никогда нельзя услышать внятного объяснения, как это достигается. В этом загадка творчества.
Марина Карпова продолжает свой успех на проекте Татарского, начатый замечательным, ярким и стебным "Шишом", очень нежной сказкой для малышей "Медвежьи истории". Тут вся соль в очаровательной картинке, с легкостью оживляющей персонажей наших младенческих грез. Для тех, кто хотя бы раз пытался сделать что-либо художественное для маленьких детей, совершенно ясно, что это одновременно и самая благодарная, и самая трудная задача. Маленьким невозможно подсунуть пустую обертку от конфеты, если не хочешь чувствовать себя предателем. Мишки, птички и пчелки только на первый взгляд кажутся плоскими куколками на экране – на самом деле это базовые компоненты мировосприятия ребенка. И в том, как это сделано, с какой мерой труда, любви и упорства, можно увидеть и мир самого автора – в данном случае чудесный мир белорусской художницы и режиссера. Надо отметить, что "Медвежьи истории" совсем недавно получили приз на анимационном смотре в Испании и довольно высоко оцениваются аниматорами.
Леон Эстрин – режиссер, пришедший в анимацию достаточно зрелым человеком из другой профессии, он инженер. В 2004 г., будучи автором двух небольших самостоятельных компьютерных работ, он пришел на студию Татарского работать аниматором, да так там и остался. Всего за несколько лет Лео дорос до серьезного уровня, его дебютом в профессиональной анимации стал "самоцвет" по корейской сказке, переложенной Гариным-Михайловским. "Чепоги", стилизованный в духе восточной графики на рисовой бумаге юной талантливой художницей Полиной Новиковой, - очень камерный и нежный фильм о большой и чистой любви, ради которой человек готов преодолеть любые препятствия. Понять, что кино делали практически дебютанты в профессии, невозможно.
На "Пилоте" собрались уникальные творческие личности, с радостью готовые помогать друг другу в достижении общей цели. А цель эта одна – возвысить нашу культуру и, как это ни пафосно звучит, продолжать, ценой своей жизни в искусстве, прививать оголтелому человечеству чувство прекрасного.
Жаль только, что этого успеха не увидел покинувший нас в прошлом году основатель студии, ее руководить и автор идеи "Горы самоцветов" Александр Михайлович Татарский. Может быть признание на мировом уровне продлило бы ему годы... Когда чиновники от культуры поймут наконец, что надо прекратить бессмысленную трату государственных миллионов на пришедшую в полный идейный упадок массовую "культурку", которой нас пичкают с экранов с утра до вечера? Что пора обратить внимание на то, чем мы действительно можем гордиться? Когда дадут тем же "пилотовцам" возможность нормального существования, избавят от унизительного стояния с протянутой рукой и борьбы за каждую копейку, изгоняющей из страны, а то и сводящей в могилу лучших? Если бы вы, дорогие читатели, знали, сколько получают режиссеры и художники, создающие маленькие шедевры, те самые, что потом получают международные призы, – вы бы упали со стула... Но не будем о грустном. Братья-пилотовцы, вы – лучшие!