|
Впрочем, найти крайнего и наказать со всей строгостью не всегда получается. Выясняется, что нынешний январь не намного выбивается из общей трагической статистики последних лет. По данным "Росгазификации", каждый год в жилом секторе происходит около 230 аварий, связанных с газом. В них гибнет в среднем 130 человек (80% – в результате отравления оксидом углерода, 20% – из-за взрывов газовоздушной смеси и пожара). Просто пик "взрывоопасности" по понятным причинам пришелся на холодные и затяжные новогодние каникулы. А за неудовлетворительное состояние газораспределительных сетей зачастую и наказать-то некого. Ведь "Ростехнадзор" по закону контролирует газопровод только до стены дома. Дальше за него, по идее, должна отвечать жилищная инспекция Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Но этих инспекций в абсолютном большинстве регионов РФ просто нет.
Однако главная причина аварий, по мнению большинства экспертов, кроется все-таки в другом. Это износ основных фондов – оборудования и инфраструктуры, причем не только жилищно-коммунального, но и народного хозяйства в целом. Статистика аварий растет год от года и в промышленном секторе, и в энергетике, и на транспорте. Взрывы газа в жилых домах – это, так сказать, вершина айсберга технического неблагополучия российской экономики. А чуть глубже – множество техногенных аварий, вызванных запредельным износом оборудования. Например, гибель пяти судов во время шторма в Керченском проливе. Конечно, не обошлось без человеческого фактора: речные суда эксплуатировались в море, да еще в сезон штормов. Росморречфлот недавно отчитался: основные причины трагедии – сложные гидрометеорологические условия и недостаточный контроль за безопасностью плавания в море. Но, по мнению независимых экспертов, роковую роль сыграло все-таки то обстоятельство, что все корабли, погибшие в Керченском проливе, отслужили уже по полтора-два предельных срока эксплуатации. И зачастую даже без профилактических ремонтов. Будь они поновее и покрепче – возможно, и пережили бы разгул стихии. А вот свой корабельный век не пережить: об этом свидетельствует и то обстоятельство, что примерно в это же время в гораздо более благоприятных погодных условиях затонули еще две "старые лохани" – сухогруз на Каспии и лесовоз в Японском море.
На общем фоне износ инженерных сетей ЖКХ выглядит еще не самым худшим образом: по данным Минрегиона, он составляет от 50% до 70%. В других отраслях дело обстоит еще хуже. Например, в энергетике. Предприятия нефтепереработки износились на 75%, а газоперерабатывающие мощности – на 80%. В среднем же по нефтегазовой отрасли износ составляет 55%. Так что запас прочности у этой "основы основ" нынешней российской экономики остался довольно небольшой.
РАО "ЕЭС" тоже поизносилось. По результатам недавней проверки Счетной палаты было отмечено, что основные производственные фонды РАО находятся в неудовлетворительном и даже критическом состоянии: степень их износа по итогам 2006 г. приближалась к 60%. При этом физический износ оборудования на тепловых электростанциях достиг критического уровня – 70%, на гидравлических электростанциях вырос до 80%. Нормативный парковый ресурс безаварийной эксплуатации выработан на 41% на ТЭС и на 50% на ГЭС. При этом было отмечено, что доходы энергохолдинга вполне позволяют ему своевременно финансировать ремонт и развитие своих мощностей.
В угледобывающей отрасли износ фондов составляет 80%. Здесь цена вопроса – безопасность тех, кто дает стране уголь. Подсчитано, что каждые 2 млн т угля обходятся в одну шахтерскую жизнь. Не лучшим образом обстоят дела и в транспортной сфере. Износ подвижного состава железных дорог России – те же 80%, а общий износ основных фондов – 60%.
Беда не только в том, что выработавшие свой ресурс станки, трубопроводы и поезда небезопасны для тех, кто их использует. Износ основных фондов является показателем того, что хозяйство не развивается. Никто не вкладывает средства в его обновление и техническое перевооружение. Особенно остро это чувствуется в машиностроении. Оно испытывает постоянный инвестиционный голод, хотя спрос на масштабное переоснащение не ослабевает. Просто в нынешних условиях он не находит финансового удовлетворения: процентные ставки по кредитам слишком высоки для тех, кто хочет обновлять фонды в отраслях, не гарантирующих быстрый возврат вложенных средств. А таковы практически все сферы машиностроения. Они не могут тягаться в быстроте окупаемости с "нефтянкой" или с торговлей, поэтому инвестиций им не достается. И, следовательно, ни о каком повышении конкурентоспособности отечественной машинотехнической продукции не может быть и речи.
Однако наметилось, по крайней мере, два пути решения проблемы обновления фондов в промышленности. Во-первых, предприятия стараются привлечь стратегического инвестора из-за рубежа – такого, каким стал "Рено-Ниссан" для "АвтоВАЗа" – с деньгами и технологиями. А во-вторых, в судьбе недоинвестированных, но стратегически важных отраслей начинает участвовать государство, создавая госкорпорации (такие, как "Ростехнологии"). Несмотря на свою неповоротливость в экономических делах, государство все же годится на роль стратегического инвестора. Ближайшие годы покажут, насколько эффективным являются тот и другой способ "омоложения" экономики.
По оценкам The Wall Street Journal, в период президентства Путина Россия восстановила свой статус великой державы, но его преемнику, начиная уже с этого года, придется решать другую задачу: модернизировать всю экономику страны, инфраструктура которой создавалась еще во времена СССР. В последующие десять лет в это дело потребуется вложить порядка $1 триллиона. Причем, с жилищно-коммунальным хозяйством – в том числе и с газовыми трубами – сложнее всего. Капиталовложения, необходимые для обновления основных фондов в этой сфере, неизбежно повлекут рост тарифов, а он в ЖКХ жестко лимитирован. Так что инвесторов найти трудно. Поэтому остается искать виноватых и... надеяться на плановый ремонт.