|
Как сообщил замначальника Генштаба Вооруженных сил Белоруссии Петр Тихоновский, белорусские специалисты примут участие в создании систем противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы в Венесуэле.
"Российская газета" напоминает, что подобные варианты обсуждались и в Москве. Эксперты сходились во мнении, что достойным ответом Штатам с их ракетами в Восточной Европе стало бы развертывание российских противоракетных систем на Кубе или в Венесуэле, однако в политических кругах эта идея поддержки не нашла.
А президенты Венесуэлы и Белоруссии достигли договоренности по ряду военных контрактов еще в прошлом году. До сих пор, правда, точная сумма затрат на эти проекты, по самым приблизительным прикидкам превышающая $1 млрд, оставалась неизвестной. Уго Чавес и Александр Лукашенко не спешили предавать огласке и другие детали военных контрактов.
Как теперь выяснилось, два государства наметили, ни много ни мало, сооружение системы ПВО. Для реализации совместных планов Каракас предоставит свою территорию, а Минск - советников и специалистов. Построить эту систему планируется за шесть лет. Примерно столько же времени, отметим, потребуется для возведения американских объектов ПРО в Польше и Чехии.
Безусловно, совместный проект Венесуэлы и Белоруссии был бы невозможен без консультаций с Москвой. С самого начала обсуждения ситуации вокруг третьего района ПРО российская сторона не исключала возможности использования территории Белоруссии для размещения ракетных комплексов "Искандер". Смягчение тональности переговоров между Вашингтоном и Москвой не позволяют последней открыто эксплуатировать белорусскую тему и дальше. Однако искушение дружескими отношениями между Каракасом и Минском для России слишком велико, и не воспользоваться ими было бы неразумно.
Сильные и слабые стороны венесуэльско-белорусского военного сотрудничества очевидны. Прежде всего, в этом проекте заинтересованы все участники, все хорошо информированы, и обвинить кого-то в политической нечистоплотности не удастся. Александр Лукашенко и Уго Чавес - давние и последовательные враги Соединенных Штатов, но не самые авторитетные и уважаемые в мире. Можно не опасаться, что Белому дому удастся их подкупить или испугать. Пожалуй, разрушить союз Белоруссии и Венесуэлы может только личная ссора вождей или, как ни парадоксально, Россия, если это окажется тактически выгодным Кремлю. Но пока оснований для дружбы Лукашенко и Чавеса и симпатии к их союзу со стороны Москвы больше, чем гарантий мировой безопасности.
Показательно, что строительство венесуэльской системы ПРО, по плану, должно занять шесть лет и завершиться, следовательно, не ранее 2014 года. К этому времени истекут президентские полномочия Чавеса и Лукашенко, и, если до конца своего правления Уго Чавесу не удастся построить в Венесуэле "социализм XXI в." и обеспечить преемственность власти, эту латиноамериканскую страну могут ожидать серьезные политические катаклизмы. С равной степенью вероятности Венесуэла со своими радарами и радиоэлектронной бомбой может попасть под влияние США или сохранить патронат России. Поэтому учитывать венесуэльский потенциал даже в среднесрочной внешнеполитической стратегии очень сложно.
Сотрудничество Каракаса и Минска в сфере ПРО вряд ли добавит позитива в российско-американский диалог. Обвинить Россию в провокации практически невозможно. Напротив, для Москвы представляется уникальный шанс выступить в роли международного гаранта и контролера и тем попытаться хотя бы отчасти реанимировать свое пошатнувшееся реноме. Можно не сомневаться, что союз Венесуэлы и Белоруссии попадет в сферу обсуждения на предстоящем саммите Россия - НАТО.
Москве придется играть на том поле, которое есть. Россия не одинока на своем пути внешнеполитических неудач. Очевидно, что все заинтересованные стороны в своих решениях руководствуются сиюминутными политическими выгодами, не имея никаких стратегий и не планируя дальше следующих президентских выборов. Эскалация напряженности в Латинской Америке, так напоминающая "карибский кризис" 60-х гг. прошлого века, может поставить мир перед новой угрозой. Единственным утешением служит то, что политические решения зависят от сиюминутной конъюнктуры и легко корректируются.