Суровое изящество строителя коммунизма

Читать в полной версии →
Его картины "Хороший человек была бабка Анисья" и "Шинель отца" не одно десятилетие украшали школьные учебники. Персональная выставка погибшего по нелепой случайности мастера "сурового стиля" впервые проходит в частной галерее




Мода на советское искусство, вытащившая на поверхность истории немало средних художников предвоенного периода, пока не охватила эпоху "оттепели", но это явление явно временное. Чем дальше шагает XXI век, тем большую ценность приобретает искусство предыдущего столетия, и это вполне закономерно. Художники - ровесники наших родителей - постепенно находят свою нишу в контексте культурного наследия страны и не удивительно, что к ним начинают проявлять все больший интерес не только отдельные коллекционеры, но и профессиональные галеристы.

Хрущевская "оттепель", ставшая краеугольным камнем московского нонконформизма, породила и более оригинальное, исключительно советское направление в изобразительном искусстве, получившее название "суровый стиль". Совершенно далекие от концептуализма, абстракционизма и прочих модных прозападных течений, эти шестидесятники свято верили в чистоту и непорочность простого, отдельно взятого строителя коммунизма, в тихую красоту угрюмых, ободранных колхозников и героический пафос трудового порыва.

Их умение возвыситься над повседневностью, придать будничной сцене значимость исторического полотна, в сущности, уходит корнями во французскую реалистическую традицию XIX в., заставляя вспомнить полотна знаменитых основателей этого направления - Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле. Не исключено, что идеологи социалистического государства спинным мозгом ощущали подспудное влияние "тлетворного Запада" - несмотря на вопиющую праведность произведений представителей "сурового стиля", власть художников недолюбливала. Но и работать особо не мешала.

Наиболее яркое воплощение искусство "сурового стиля" получило в творчестве рано умершего Виктора Попкова. Свойственная ему философичность, использование таких образных средств, как иносказание, символика, отличали этого мастера от более прямолинейных коллег. Символистские черты явственно проступают в известных работах художника, ныне хранящихся в Третьяковской галерее и Русском музее: "Белое море", "Северная часовня", произведениях из цикла "Мезенские вдовы" и особенно в лучшем из них - "Северная песня". Здесь художник мастерски использует приемы контраста, когда вся система смысловых, цветовых, тоновых отношений построена на противопоставлениях. Это делает образ многозначным, дает возможность "втягиваться" в художественно-ассоциативное переживание.

Попков, несмотря на подозрительную тягу к символизму, менее других раздражал минкультовское начальство. Лучшее тому свидетельство - награды живописца, которому в 1961 г. даже позволили стать обладателем Гран-при Всемирного биеннале молодых художников в Париже. А его картины "Хороший человек была бабка Анисья" и "Шинель отца" не одно десятилетие украшали школьные учебники. Но ни премии, ни почетные комитеты не уберегли мастера от судьбы: Попков погиб в Москве 12 декабря 1974 г., застреленный инкассатором из машины, которую художник по какой-то невероятной ошибке принял за такси.

Имя Виктора Попкова не было забыто после смерти, однако персональная выставка мастера в частной галерее проходит впервые. Примечательно, что проектом занимается пока еще мало известный московской публике галерейный центр "Артефакт". Открывшийся относительно недавно центр на первых порах больше всего напоминал стандартный антикварный салон, однако постепенно начал функционировать как выставочный зал.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей