Здравствуй, дедушка Джеймс Бонд, пистолет из ваты

Читать в полной версии →
После "Кванта милосердия" агента 007 можно представить себе каким угодно, хоть хромым и горбатым – стереотип набриолиненного денди сломан окончательно. И это самое большое достижение создателей бондианы

Квант милосердия (Quantum of Solace)
США-Великобритания, 2008
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Дэниел Крейг, Ольга Куриленко, Джуди Денч, Матье Амальрик, Джемма Артертон





Ну наконец-то, дождались! Первый фильм с новым "лицом" культового агента с лицензией на убийство – хорошего театрального британского актера Дэниела Крейга, вызывал некоторый скепсис. Не то чтобы фильм "Казино Рояль" был неудачным, но к круто изменившемуся Бонду (мы уже попривыкли к Пирсу Броснану, а некоторым он даже нравился) надо было привыкнуть. Из рафинировано-конфетного красавца, чем-то смахивающего на общипанную куриную ногу из холодильника, с приходом Крейга великолепный агент 007 превратился в белобрысого мачо, которому со страшной силой отбивают детородные органы, а тому хоть бы что.

Итак, продюсеры, во главе с представительницей неизменного семейства Брокколи - Барбарой, - до этого дважды доверившие фильмы Мартину Кэмпбеллу, который, собственно, и менял Броснана на Крейга, решили, наконец, изменить традиции приглашать в качестве режиссеров в это великий проект людей, зарекомендовавших себя в создании средней руки боевиков. И выбрали немца, работающего в Голливуде, - Марка Форстера. А это совершенно иной уровень – человек снимает арт-кино.

Форстер известен прежде всего тем, что подарил "Оскар" в главной женской номинации Холли Берри, доверив ей сыграть в 2001 г. роль в "Бале монстров" – низкобюджетном (всего $4 млн) независимом проекте о любви белого и негритянки. В послужном списке этого режиссера есть еще одна довольно известная работа, ради которой он отказался от серии "Гарри Поттера", - байопик о британском детском писателе, создателе Питера Пэна, сэре Джеймсе Мэтью Барри под названием "Волшебная страна" (2004) с Джонни Деппом в главной роли, также номинированном на золотую статуэтку за эту роль. Бюджет был побольше, хотя по американским меркам оставался скромным - на сей раз каких-то $25 миллионов.

И вот - блокба$тер с десятикратным увеличением бюджета в руках независимого режиссера с выраженной авторской концепцией. Риск, надо оговориться сразу, по-моему, полностью оправдался.

Во-первых, Крейг. Он доказал право называться новым Бондом именно теперь, благодаря режиссеру, делающему ставку на актерскую игру. И выглядит он иначе, чем в предыдущем фильме. У хорошего актера появилась, наконец, как ни банально это звучит, некая сверхзадача. Джеймс-Крейг со своим деревенским лицом уже не только супермен и даже не соблазнитель поневоле с шаблонным поведением, напичканный, как рождественский гусь, кучей гаджетов и рассекающий на сумасшедшем авто, а Человек с Судьбой и, возможно, с собственным внутренним миром. Он страдает от невозможности изменить мир, никого при этом не убивая. В его глазах появилось подобие осмысленности, и перед нами предстает не картонный персонаж, а характер.

Это, я считаю, самое большое достижение создателей бондианы со времен Шона Коннери, поражавшего неповторимой индивидуальностью и фантастическим обаянием. Кроме того, новый 007 перестал ассоциироваться с типажом, придуманным Флемингом. После "Кванта милосердия" его можно представить себе каким угодно, хоть хромым и горбатым - стереотип набриолиненного денди сломан окончательно. Главное - не "мартини-водка-смешать-но-не-взбалтывать", и не смокинг, и даже не обаяние мужской красоты – не образ, а внутренний мир персонажа. Делая ставку на яркого художника, каким является Марк Форстер, продюсеры попали в десятку. Ведь само название фильма - термин, придуманный Яном Флемингом в одноименном рассказе, обозначающий способность любовной пары сопереживать друг другу. Слово "милосердие" тут не совсем подходит, "solace" - это, скорее, способность создавать комфорт в отношениях, утешать, успокаивать партнера. Дескать, если в отношениях мужчины и женщины этот "квант" отсутствует, то грош им цена. Поэтому даже непрофессиональная украинская актриса, она же парижская модель Ольга Куриленко, по слухам, отобранная режиссером из нескольких сот кандидатур из-за органической неспособности волноваться на кастинге (до конца сломать эту природную стойкость девушки Бонда Марку Фостеру не удалось, в чем можно углядеть свой смысл) смотрится не просто тупой куклой, "телом", а порой разыгрывает довольно сложную комбинацию чувств именно в силу своей зажатости.

И все это психологическое "богатство" свершается на фоне невероятных трюков на полновесных $260 миллионов. Последнее обстоятельство – трюки на немыслимую сумму при довольно специфическом авторском монтаже человека, отлично понимающего, зачем он снимает именно так, - и есть то "во-вторых", что выводит этот фильм за рамки очередной серии бондианы, сливающейся в один бесконечный трюк с погонями и взрывами.

Трудно сказать, чего в новой картине больше: отвязного, совершенно бессмысленного взаимоуничтожения, рассчитанного до мельчайших подробностей, с тем чтобы поразить воображение привыкшего ко всему зрителя (и ведь часто удается!), или холодного режиссерского взгляда, лишившего Бонда ореола борца за справедливость и превращающего машину для убийства в человека, способного оправдать перед зрителем эту невероятную тягу человечества к саморазрушению.

С точки зрения сценария трудно сказать, что 22-я серия лучше предыдущих, скорее наоборот, она куда прямолинейней предшествующей. Но если раньше мы, глядя на всю эту пиротехнику, не верили ни одному слову героев и все приспособления мистера Q воспринимали как бутафорию и вату, любуясь лишь фантастической техникой, то теперь в чертах героев иногда обретается смысл. У героев "Кванта милосердия", вполне в духе флеминговского определения, появился каркас психики, а в ней, как в зеркале, начали отражаться пороки современного мира.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей