Расставание с идеалами

Читать в полной версии →
В прокат выходит победитель последнего Каннского фестиваля – "Класс" режиссера Лорана Канте, уникальный по степени откровенности фильм о межрасовых отношениях в современной Франции

Класс (Entre les murs)
Франция, 2008
Режиссер: Лоран Канте
В ролях: Франсуа Бегодо, Нассим Анрабт, Лора Бакелла, Шериф Рашди





На экраны выходит победитель последнего Каннского фестиваля, снятый малоизвестным французом Лораном Канте по книге исполнителя главной роли Франсуа Бегодо. Французские фильмы на самом престижном мировом конкурсе не получали "Пальмовую ветвь" лет 30 по крайней мере, поскольку считалось "некомильфо" давать своим, но в нынешнем году жюри не смогло устоять даже не столько перед новаторской манерой режиссера (и до него тысячу раз снимали непрофессиональных актеров по непрофессиональным сценариям), сколько перед искренностью и глубиной раскрытия затронутой темы. "Класс" был показан последним в конкурсной программе и произвел эффект разорвавшейся бомбы буквально в день закрытия Канн-2008. Доселе знакомый лишь отборщикам сугубого арт-хауса независимый режиссер Лоран Канте в один миг вознесся на вершину кинематографического Олимпа, и, стоит признаться, с весьма неординарным произведением.

В двадцатом округе Парижа "дети разных народов" учатся в обычной муниципальной школе, а их преподаватель французского Франсуа (Ф. Бегодо) тщетно пытается привить 13 - 15-летним подросткам любовь к не совсем, мягко говоря, родному для большинства из них языку. На экране в течение двух с лишним часов идет урок, перемежающийся разборками между учителем и учениками, родителями учеников, директором, другими преподавателями и целым педагогическим советом местной школы.

Представьте, как если бы вы снимали всего тремя камерами сюжет "день открытых дверей", то есть просто уроки без купюр, а после всего – нарезали бы это полотно в полноценный художественный фильм. У нас с вами получилась бы, скорее всего, какая-нибудь ахинея, а у Канте вышел уникальный по степени откровенности фильм о межрасовых отношениях в современной Франции. Не больше и не меньше.

Первое, что поражает, – фильм на 70% состоит из актерских импровизаций. Никакого привычного сюжета, с завязкой – развитием – кульминацией тут нет и в помине. Учитель из последних сил пытается быть толерантным к разноцветной массе выходцев с Черного континента, ни в грош его не ставящих по причине своей изощренной наглости, оправдываемой психологией "бывших рабов", отыгрывающихся на вечно рефлексирующих "бывших рабовладельцах". Это прямо артикулировано в фильме.

Причем если в среде преподавателей, сплошь коренных французов, непонятно с какой радости берущихся чистить эти авгиевы конюшни (учить совершенно неспособных к нормальной коммуникации жителей цветного гетто), даже подозрение на расовую нетолерантность вызывает священный ужас, разноцветные ученики делают все, чтобы дистанцироваться от "лягушатников" и "камамберщиков", как они презрительно и в лицо именуют своих классных руководителей с чуть более светлой кожей, родившихся в старушке Европе.

Весь фильм Франсуа пытается выкрутиться из сложной ситуации морального выбора: выгнать из класса изощренно хамящего бугая Сулеймана из страны Мали или постараться сделать все зависящее, чтобы того, не дай бог, родичи не отправили на землю предков, поскольку во Франции он явно не приживается со своим природно-буйным нравом. Только наличие в классе сообразительного китайского подростка Вэя, мать которого, тем не менее, почему-то депортируют на родину (вот сволочи эти эмиграционные власти!), оправдывает в собственных глазах молодого учителя, рано полысевшего и едва не поседевшего на этой чертовой работе, поскольку остальные ученики вообще непонятно чем занимаются на уроках, ну разве что с удовольствием рассуждают о сексе.

Кульминацией такой преподавательской рефлексии служит пронзительная сцена с симпатичной девочкой лет пятнадцати с кожей цвета свежедобытого антрацита, которая очень трогательно признается слегка уже офигевшему к концу фильма учителю, что она вообще не понимает ничего и не знает, зачем ей нужно учиться. Со слезами на глазах.

Второе, на чем в ловишь себя, когда кино так же внезапно обрывается, как начинается, – вдруг понимаешь, что, если бы оно шло вот в таком же ритме еще пару часов, смотреть было бы интересно. Как авторы заставили непрофессиональных актеров (всех до единого) быть столь естественными и вместе с тем играть, жить перед камерами так, что фильм ничуть не похож на документальный, – загадка, ответ на которую и дает главный европейский приз нынешнего года. То есть дети, их учитель, родители, все остальные персонажи играют самих себя – по заранее написанному сценарию, и лишь, что называется, "близко к тексту". Конечно, им дали несколько утрированные роли, в жизни эти ученики наверняка не столь агрессивны, может быть милы, скорее всего, среди "актеров" нет асоциальных личностей, которых они с удовольствием изображают, но степень достоверности все-таки поразительная.

В фильме нет саундтрека, совсем никаких эффектов, он снят в одном интерьере и полон лишь бесконечных препирательств и выяснения отношений с учителем, причем никакого движения практически не происходит – а оторваться невозможно.

И третье, о чем говорить можно бесконечно долго и для чего рецензия не предназначена. Тема межцивилизационных отношений, поднятая в "Классе", никаких вопросов не ставит и ответов не дает. Между тем одной лишь силой впечатления от этого мощного творческого акта поднимает волнение на уровне подсознания. Авторы подходят к самому краю пропасти между расовыми и культурными различиями старосветских аборигенов и африкано-азиатских эмигрантов, заглядывают туда и нисколько не ужасаются, что могло бы быть еще одним вымученным обсасыванием темы, а лишь констатируют некоторые известные факты. Вот она, пропасть. Во-от такой глубины. Они смотрят на произведенный эффект и всего лишь предлагают нам полюбоваться вместе с ними. И всем, кто оторвется от привычного дивана и выдержит этот оттитрованное (слава Создателю, дистрибьютор "Кино без границ" может себе позволить не поганить оригинал переводом) действо, гарантировано если не удовольствие, то, как минимум, пара часов прочистки мозгов от всевозможных протухших идеалов.

В прокате с 4 декабря

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей