Порко Россо (Kurenai no buta)
Япония, 1992
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Анимационный
|
Этот полнометражный фильм, основанный на манге "Век летающих лодок", Миядзаки посвятил одному из своих юношеских увлечений – военной авиации и, в частности, боевым гидросамолетам.
Во времена Великой депрессии в воздушном пространстве над Средиземным морем развился особый род пиратства. Самолеты, перевозящие богатых пассажиров (а только очень обеспеченные люди могли позволить себе в те годы летать), приходилось патрулировать бывшим летчикам-асам, легендарным героям Первой мировой войны.
Одним из таких "телохранителей" был получеловек-полусвинья по имени Порко Россо (буквально – "Красный Хряк", дань левацким убеждениям самого Миядзаки), за голову которого фашистское правительство Муссолини назначило огромный выкуп. Помимо этого, в жизнь Марко Пагота (таково "человеческое" имя главного героя) вмешиваются американские воздушные конкуренты, грозящие отнять у летчика с головой свиньи любимую девушку Джину.
Сюжет фильма настолько же далек от привычной сказочной канвы, характерной для вселенной Миядзаки, насколько и вымышлен. Можно смело сказать, что перед нами самый "серьезный" и "взрослый" фильм великого художника. Он описывает события, предшествующие мировому пожару, раздутому нацистами, причем довольно точно, с большим числом ссылок на реальные события того времени, хотя и в присущей автору постсюрреалистической манере. Чего стоит только ключевая притча о погибших летчиках, превратившихся... впрочем, этого нельзя рассказывать. Завидую тем, кто это увидит на большом экране в первый раз!
Никому из персонажей "Порко Россо" не приходит в голову спросить, отчего у главного героя вместо носа две дырки и хищно торчат кабаньи клыки. И, главное, почему этакое малопочтенное животное – свинья? Исходя из намеков, мы лишь можем предположить, что прославленный летчик разочаровался в человечестве. Это чувство было порождено страшной войной и появлением фашизма. Возможно, сыграло свою роль и то, что любовь его жизни из четверых друзей поочередно выходила замуж за всех, кроме него. Марко-Порко решил вынести себя за скобки человечества, наплевал на политику и карьеру и превратился в полухряка. Но летчицких навыков при этом не утратил.
Кстати, режиссер вновь обратился к истории превращения людей в свиней в своем кассовом чемпионе "Унесенные призраками". Как вы помните, его героиня, маленькая девочка пускается в путешествие в поисках способа превратить обратно в людей своих родителей, ставших свиньями. Говорят, сам Хаяо-сан настолько неравнодушен к этим животным, что нередко изображает себя в соответствующем виде - с пятачком и толстыми висячими ушами.
Стоит еще сказать, что изначально "Порко Россо" делался по заказу авиакомпании Japan Air Lines для показа во время полетов на внутренних рейсах. Поскольку Миядзаки, увлекшись, снял интертекстуальный, можно сказать, весьма проевропейский полнометражный фильм, уже дублированный на английский вариант стали крутить на трансокеанских рейсах JAL. А когда фильм выходил во Франции, роль Порко озвучивал Жан Рено, чью фразу "Свиньи лучше, чем люди" некогда произносил его Леон из одноименного фильма Бессона.
То, что права на показ этого фильма наконец приобрели и российские прокатчики и его можно посмотреть на большом экране, – большая удача. Несмотря на солидный возраст, "Порко Россо" не утратил ни йоты своей прелести, остается одним из самых востребованных образцов жанра, вошел во все мультипликационные антологии и до сих пор питает воображение почитателей японской анимации.
В прокате с 25 декабря