Вики Кристина Барселона (Vicky Cristina Barcelona)
США, 2008
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Ребекка Холл
|
На сей раз в объектив попала знойная во всех смыслах столица Каталонии, придав фильму необходимый шарм, хотя дело могло происходить где угодно еще. Просто режиссеру хотелось задействовать самых обаятельных на сегодня международных звезд – Хавьера Бардема и Пенелопу Крус. Сделать это на их родине оказалось тем более легко, что не надо ничего объяснять зрителю и даже можно позволить героям болтать по-испански. В кадре это смотрится свежо и весьма экстравагантно. Более того, как известно, именно на этих съемках у звездного дуэта возник роман, по слухам, до сих пор актуальный, хотя и периодически претерпевающий серьезные испытания – прямо как и описано в сценарии Аллена.
Способность великого актера, писателя, режиссера претворять свои фантазии в жизнь и облекать жизнь в форму своих сюжетов – уникальная черта, позволяющая применительно к Вуди Аллену пользоваться любыми превосходными степенями. В "Вики Кристине Барселоне" он дает свою, как всегда ироничную, точную и проницательную оценку разнице европейского и американского подхода к браку, адюльтеру, интригам и половой проблеме вообще.
Две подружки-студентки Кристина (Скарлетт Йоханссон) и Вики (Ребекка Холл) приезжают в гости к испанской тетушке одной из них, чтобы провести летние каникулы в одном из самых романтичных мест Европы. По ходу знакомства с городом они встречают симпатичного художника Хуана Антонио Гонзало (Хавьер Бардем), чье имя и темперамент являют зрителю квинтэссенцию испанского мачо. После серии любопытных эротических приключений героев любовный треугольник превращается в квадрат с появлением бывшей жены живописца Марии Элены (Пенелопа Крус).
Собственно, в цепи сложных взаимоотношений между пуританкой Вики, эмансипе Кристиной и жгучей дочерью Барселоны заключен весь сюжет, состоящий из простеньких мизансцен, живописующих животные страсти героев, где мужчина выступает лишь в одной роли – мощного самца. Все внимание сконцентрировано на женщинах – каждая героиня наделена характером, живописующим контрасты в личной жизни представительниц принципиально разных подходов к любви.
Парадоксально и вместе с тем весьма ожидаемо (в этом секрет Вуди Аллена – гения обыденных ситуаций, становящихся символическими), что у самых недоступных и внешне самых успешных девиц в душе пылают подавленные страсти, почти разрушающие их жизнь при столкновении с подлинным чувством; тогда как у способной переспать с любым понравившемся мужиком в первый же вечер пустышки оказывается столь сложная душевно-эротическая организация, что она разрушает жизнь окружающих, лишь слегка прикоснувшись к людям, способным испытывать к ней сильное влечение, сама оставаясь внутри куском льда.
На фоне этой психодрамы мы можем видеть саркастический и вместе с тем полный сочувствия взгляд автора на европейскую манеру партнеров бесконечно выяснять интимные отношения, вплоть истерик и до кровавых разборок, называемых "настоящей любовью". Равно как и на тупую, лишенную малейшей рефлексии манеру американцев не замечать происходящий буквально под носом адюльтер или неспособность высказать любимому человеку и сотой доли чувств, замаскированных в одежды наигранной и бесполезной "независимости".
Кроме гениальной простоты и легкости, с которой 73-летний автор распутывает им же созданный клубок страстей на фоне туристических маршрутов (муниципалитет Барселоны отчасти спонсировал постановку), восхищение вызывает его умение работать с актерами. Ребекка Холл блестяще изображает эмоционально туповатую и необычайно "правильную" студентку, а красотка Скарлетт – внешне весьма доступную, но бесконечно "ищущую" и столь же фрустрированную блондинку, "тянущуюся к искусству", добрую полудурочку с гигантскими внутренними амбициями. Причем актрисы не переигрывают, не создают схем – они будто превращаются с своих героинь, и как это им удается – одному Вуди известно.
Испанская же составляющая квартета, Бардем и прекрасная Пенелопа, играют по сути самих себя, но это лишь придает отчетливость всей картине.
В таком лобовом кастинге читается легкая издевка и схематизация, если бы не явный упор автора именно на "инаковость" своих соотечественников, на их инородность Старому Свету, на появившиеся в связи с этим трещины в человеческих отношениях, которые уже невозможно игнорировать и не понятно, как лечить.
Если бы мы не ожидали, что Аллен снимет еще пару - тройку подобных картин (по всему видно, что режиссер окончательно переключился на Европу), можно было бы посетовать на некоторую однобокость взгляда и списать все на легкость сюжета в целом, хотя в фильме практически нет шуток. Но по сути перед нами трагедия, к которой постепенно, от фильма к фильму подходит Вуди Аллен: расширяющаяся пропасть между заокеанскими варварами-завоевателями и умирающей великой империей Средиземноморья.
Много лет Аллен выставлял напоказ собственные невротические переживания. К старости он все чаще стремится к обобщениям и в последние годы занимается проблемами куда более широкими, чем только свои личные. И то, что описывается они в терминах и формах сексуального поведения его героев, – самое симпатичное свойство самого проницательного автора в мировом кино, которого мы лишь по привычке называем комиком.
В прокате с 22 января