Испанская сюита Вуди Аллена

Читать в полной версии →
В "Вики Кристине Барселоне" Аллен дает свою, как всегда ироничную, точную и проницательную оценку разнице европейского и американского подхода к браку, адюльтеру, интригам и половой проблеме вообще

Вики Кристина Барселона (Vicky Cristina Barcelona)
США, 2008
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Ребекка Холл





Этот фильм уже получил "Золотой глобус" как лучшая комедия года и, скорее всего, будет номинантом на "Оскар". За последние годы, снимая один за другим фильмы со своей новой музой, Вуди Аллен, наконец, добился какой-то удивительной ясности в трактовке ее образа, вероятно, отыгрывая, как он всегда это делает, с помощью камеры собственные комплексы по поводу последней жены.

На сей раз в объектив попала знойная во всех смыслах столица Каталонии, придав фильму необходимый шарм, хотя дело могло происходить где угодно еще. Просто режиссеру хотелось задействовать самых обаятельных на сегодня международных звезд – Хавьера Бардема и Пенелопу Крус. Сделать это на их родине оказалось тем более легко, что не надо ничего объяснять зрителю и даже можно позволить героям болтать по-испански. В кадре это смотрится свежо и весьма экстравагантно. Более того, как известно, именно на этих съемках у звездного дуэта возник роман, по слухам, до сих пор актуальный, хотя и периодически претерпевающий серьезные испытания – прямо как и описано в сценарии Аллена.

Способность великого актера, писателя, режиссера претворять свои фантазии в жизнь и облекать жизнь в форму своих сюжетов – уникальная черта, позволяющая применительно к Вуди Аллену пользоваться любыми превосходными степенями. В "Вики Кристине Барселоне" он дает свою, как всегда ироничную, точную и проницательную оценку разнице европейского и американского подхода к браку, адюльтеру, интригам и половой проблеме вообще.

Две подружки-студентки Кристина (Скарлетт Йоханссон) и Вики (Ребекка Холл) приезжают в гости к испанской тетушке одной из них, чтобы провести летние каникулы в одном из самых романтичных мест Европы. По ходу знакомства с городом они встречают симпатичного художника Хуана Антонио Гонзало (Хавьер Бардем), чье имя и темперамент являют зрителю квинтэссенцию испанского мачо. После серии любопытных эротических приключений героев любовный треугольник превращается в квадрат с появлением бывшей жены живописца Марии Элены (Пенелопа Крус).

Собственно, в цепи сложных взаимоотношений между пуританкой Вики, эмансипе Кристиной и жгучей дочерью Барселоны заключен весь сюжет, состоящий из простеньких мизансцен, живописующих животные страсти героев, где мужчина выступает лишь в одной роли – мощного самца. Все внимание сконцентрировано на женщинах – каждая героиня наделена характером, живописующим контрасты в личной жизни представительниц принципиально разных подходов к любви.

Парадоксально и вместе с тем весьма ожидаемо (в этом секрет Вуди Аллена – гения обыденных ситуаций, становящихся символическими), что у самых недоступных и внешне самых успешных девиц в душе пылают подавленные страсти, почти разрушающие их жизнь при столкновении с подлинным чувством; тогда как у способной переспать с любым понравившемся мужиком в первый же вечер пустышки оказывается столь сложная душевно-эротическая организация, что она разрушает жизнь окружающих, лишь слегка прикоснувшись к людям, способным испытывать к ней сильное влечение, сама оставаясь внутри куском льда.

На фоне этой психодрамы мы можем видеть саркастический и вместе с тем полный сочувствия взгляд автора на европейскую манеру партнеров бесконечно выяснять интимные отношения, вплоть истерик и до кровавых разборок, называемых "настоящей любовью". Равно как и на тупую, лишенную малейшей рефлексии манеру американцев не замечать происходящий буквально под носом адюльтер или неспособность высказать любимому человеку и сотой доли чувств, замаскированных в одежды наигранной и бесполезной "независимости".

Кроме гениальной простоты и легкости, с которой 73-летний автор распутывает им же созданный клубок страстей на фоне туристических маршрутов (муниципалитет Барселоны отчасти спонсировал постановку), восхищение вызывает его умение работать с актерами. Ребекка Холл блестяще изображает эмоционально туповатую и необычайно "правильную" студентку, а красотка Скарлетт – внешне весьма доступную, но бесконечно "ищущую" и столь же фрустрированную блондинку, "тянущуюся к искусству", добрую полудурочку с гигантскими внутренними амбициями. Причем актрисы не переигрывают, не создают схем – они будто превращаются с своих героинь, и как это им удается – одному Вуди известно.

Испанская же составляющая квартета, Бардем и прекрасная Пенелопа, играют по сути самих себя, но это лишь придает отчетливость всей картине.

В таком лобовом кастинге читается легкая издевка и схематизация, если бы не явный упор автора именно на "инаковость" своих соотечественников, на их инородность Старому Свету, на появившиеся в связи с этим трещины в человеческих отношениях, которые уже невозможно игнорировать и не понятно, как лечить.

Если бы мы не ожидали, что Аллен снимет еще пару - тройку подобных картин (по всему видно, что режиссер окончательно переключился на Европу), можно было бы посетовать на некоторую однобокость взгляда и списать все на легкость сюжета в целом, хотя в фильме практически нет шуток. Но по сути перед нами трагедия, к которой постепенно, от фильма к фильму подходит Вуди Аллен: расширяющаяся пропасть между заокеанскими варварами-завоевателями и умирающей великой империей Средиземноморья.

Много лет Аллен выставлял напоказ собственные невротические переживания. К старости он все чаще стремится к обобщениям и в последние годы занимается проблемами куда более широкими, чем только свои личные. И то, что описывается они в терминах и формах сексуального поведения его героев, – самое симпатичное свойство самого проницательного автора в мировом кино, которого мы лишь по привычке называем комиком.

В прокате с 22 января

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей