Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire)
Великобритания – США, 2008
Режиссеры: Денни Бойл, Лавлин Тандан
В ролях: Дэй Пател, Фрейда Пинто, Миа Дрэйк, Имран Хасне, Фаезех Джалали, Анил Капур, Ирфан Хан
|
В Америке начиная с 1970-х гг. сформировалась гигантская сеть кинотеатров (в основном под открытым небом, особенно там где климат позволяет), где публику за гроши развлекали непритязательными драмами с элементами насилия, где за основу бралась незамысловатая история о любви и разбивалась на все полагающиеся рифмы. Назывался этот жанр "b-movie", или эксплойтейшн.
Денни Бойл как раз известен как режиссер, экспериментирующий на ниве жанрового кино. Он снимает редко, но метко, сгущая концентрацию и стилизуя свои произведения до упора, оставляя за собой выжженную землю, подобно Тарантино и Родригесу. Правда, в отличие от последних, чей пародийный эксплойтейшн "Грайндхаус" провалился в прокате, но завоевал культовый статус у поклонников, Бойл смело берется за примитивную эксплойтейшн-мелодраму, выводя ее за рамки постмодернистского дискурса, чем и вызывает подсознательное уважение.
Почти полное отсутствие привычных авторских намеков и подмигиваний в "Миллионере из трущоб" синефилами воспринимается как особый вид супер-иронии. Девственная простота сюжета и тщательно выстроенный примитивистский антураж, с элементами тошнотворных подробностей быта индийских беспризорников для уставших от голливудской выхолощенной эстетики снобов – хорошо забытое "новое" и глоток свободы. Не будь Денни Бойл автором "Миллионера...", сними его в одиночку индийская сорежиссерша Лавлин Тандан, мы о нем бы вообще не услышали, а так – один из главных претендентов на "Оскар" этого года.
"Миллионер из трущоб" – чисто болливудская картина, снятая англосаксами для родной аудитории, то есть своими для своих. Бойл пошел по пути этакого "гипермодерна", чем и вызвал прилив энтузиазма у соотечественников, присудивших ленте кучу британских призов. Колониальная тема для жителей бывшей империи оказалась весьма актуальной, поскольку худо-бедно отвечает на вопрос: как там прозябает миллиард человек, которых мы научили говорить по-английски?
Банальная до тошноты love story из жизни бомбейских сирот снята так, будто до Бойла этого никто не делал. Она настолько претенциозна и при этом напичкана столь изощренным эстетством, что у зрителя есть альтернатива: или блевать от приторности, или рыдать в голос над несчастной судьбой детей-изгоев, притесняемых в людском муравейнике разнообразными злодеями. Собственно, это эксплойтейшн вульгарис, пересказывать сюжет которого рука не поднимается, настолько он архетипичен.
Если проводить аналогии, то в современной литературе в этом жанре преуспел Владимир Сорокин, причем Бойла с ним роднит и тема анального эротизма, по-видимому, лежащая в основе всей концепции гипермодерна. Так, в одном из эпизодов запертый в сортире индийский мальчик в отчаянии прыгает в выгребную яму, после чего, вымазанный с головы до ног экскрементами, смешивается с толпой – причем, кроме чувства отвращения, никакой иной эмоции эта сцена не вызывает, да и смысла не имеет. Но, как мы помним, в "Трейнспоттинге" подобный копрофилический эпизод из галлюциногенного кошмара также был одним из ударных и запоминающихся.
Идущая сквозным действием игра "Кто хочет стать миллионером", где главный герой Джемал выигрывает $0,5 млн, отвечая, кстати, на элементарный вопрос, призвана подчеркнуть контраст между "Запад есть Запад" и "Восток есть Восток".
В остальном фильм о вечной любви мусульманского дворового мальчика к индианке неизвестной породы можно было бы спокойно пропустить, если бы не пресловутые десять номинаций на "Оскар", семь премий Британской кинокадемии, четыре "Золотых глобуса" и почти $80 млн сборов в американском прокате.
Феномен "Миллионера из трущоб" еще ищет разгадку, но уже сейчас можно предположить, что транснациональное/американское кино пытается освоить культурные лакуны по всему миру и пытается распространить влияние на ранее недоступный Болливуд. Судя по всему, успешно.
В прокате с 12 февраля