|
"Yтро": Как нынешняя ситуация отразилась на банковских продуктах РБР? Сократилось ли их количество? Появились ли новые?
Евгений Стародубцев: Безусловно, ситуация отразилась на всех банках, которые занимаются розничным бизнесом. Прежде всего, сократились кредитные продукты. В сентябре - ноябре 2008 года, когда вкладчики активно забирали деньги из банков, те, в свою очередь, были вынуждены отказаться от многих кредитных программ. В то же самое время появились новые продукты в линейке привлечения. В частности, например, в Русском банке развития появился вклад "Мультивалютный", в рамках которого клиенты могут оперативно изменять валюту вклада, не только получая процентный доход, но и зарабатывая на разнице курсов валют.
"Y": Что в ближайшее время ждет рынок потребительского кредитования?
Е.С.: В ближайшее время будет происходить пересмотр отношения банков к заемщикам, изменение процедуры оценки клиентов. Это связано, прежде всего, с тем, что появились новые группы риска: сотрудники финансовых организаций, строительных компаний и других направлений, которых в первую очередь затронул кризис. Со стороны клиентов будет снижение спроса на потребительские кредиты. Даже те люди, которые уверены в завтрашнем дне, сейчас по вполне понятным причинам достаточно скептически относятся к кредитованию. Вместе с тем рост цен на импортную продукцию вызовет повышение спроса на кредиты. Спрос будет расти по мере выхода из кризиса. Для банков, ранее не представленных на рынке розницы, сейчас появляется отличная возможность занять нишу на рынке розничного кредитования и в дальнейшем, когда кризис останется позади, успешно развиваться.
"Y": Как вы относитесь к инициативе замораживания выплат по кредитам для граждан, лишившихся работы из-за кризиса?
Е.С.: Я лично отношусь к этому положительно. Но тут, безусловно, важно тщательно оценивать риски. Необходимо понимать, о каком периоде замораживания идет речь и для какого заемщика. При этом, безусловно, банковская система рассчитывает на поддержку государства. Потому что, если мы замораживаем выплаты на какой-то продолжительный период большому количеству людей, мы автоматически подвергаем риску финансово-кредитную организацию, что может привести к печальным последствиям на рынке. Поэтому я поддерживаю такую инициативу, но это должна быть взвешенная и продуманная программа, реализованная при поддержке государства.
"Y": Расскажите о вашей программе кобрендинговых карт. Чем они могут быть интересны населению?
Е.С.: Мы предлагаем своим клиентам стать участниками совместной программы Русского банка развития и авиакомпании "Трансаэро". Наша программа интересна тем, что она позволяет клиенту накапливать мили не только за полеты, но и за оплату товаров и услуг совместной картой. Кобрендинговая карта общей программы РБР и "Трансаэро" обладает всеми преимуществами банковской кредитной карты: возобновляемый лимит кредитования, льготный период, начисление процентов на остаток собственных средств и многое другое.
В целом все кобрендинговые проекты интересны потребителям тем, что дают им какие-то дополнительные преимущества: скидки, бонусы, участие в накопительных программах. В нынешних условиях такая экономия должна быть особенно привлекательна.
"Y": Приведет ли нынешняя неопределенность с валютными курсами к повышению популярности мультивалютных вкладов? В чем их основные преимущества и недостатки?
Е.С.: Безусловно, приведет. И мы уже это наблюдаем. В декабре Русский банк развития ввел для клиентов вклад "Мультивалютный", который стал невероятно популярным. Основное преимущество "Мультивалютного" вклада в том, что клиент вправе одновременно размещать денежные средства в рублях, долларах или евро в рамках одного договора и на протяжении всего срока депозита переводить средства в ту валюту, которая имеет наиболее устойчивый темп роста. Соответственно, этот вклад помимо фиксированных процентов дает возможность получить прибыль за счет разницы в курсе валют. Разумеется, вкладчику необходимо внимательно следить за ситуацией на валютных рынках, чтобы оперативно и грамотно реагировать на изменение курса. В противном случае он просто не сможет использовать все преимущества вклада.
"Y": Насколько актуальны в нынешней ситуации для клиентов банка инвестиционные продукты?
Е.С.: Я уверен, что они актуальны. Именно поэтому в середине января мы открыли дополнительный офис "Новый Арбат" под совместной вывеской РБР и ФК "Открытие", нового акционера банка. В этом офисе помимо банковских услуг клиентам будут предложены инвестиционные продукты. Необходимо отметить, что в конце 2008 года все компании и инвестбанки обратили внимание на всплеск спроса населения на открытие брокерских счетов и инвестиционное обслуживание. Этому есть достаточно простое объяснение. Рынок падает, цена акций дешевеет. Но кризис рано или поздно закончится, и рынок будет расти. Единственное, надо понимать, что сейчас нельзя на все последние деньги покупать акции, но если люди располагают средствами, которые можно инвестировать на достаточно длительный срок, то это надо делать, потому что кризис – это время для умных. И в конечном итоге люди на этом заработают. Сейчас все зависит от позиционирования этого продукта, от его продвижения. Инвестиционные продукты надо уметь продавать, над этим мы сейчас и работаем.