Джек В. в роли Джонни Д.

Читать в полной версии →
Когда смотришь "Public Enemies" Майкла Манна, возникает лишь одна мысль: режиссер хочет провести параллель между кинопроцессом и реальной историей – Диллинджер с его способностью выкрутиться из любой ситуации настолько же продукт масскульта, как его киношный прототип

Джонни Д (Public Enemies)
США, 2009
Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Джонни Депп, Кристиан Бейл, Марион Котийяр, Лили Собески, Стивен Дорфф, Джованни Рибизи





Чтобы не путать настоящее название фильма – "Public Enemies", что у нас привыкли переводить как "Враг государства", – с одноименным (по-русски) фильмом с Венсаном Касселем в двух сериях, а также с боевиком Тони Скотта ("Enemy of the State") десятилетней давности, где играли Уилл Смитт и Джин Хэкмен, прокатчики решили назвать новое творение Майкла Манна незамысловато: "Джонни Д.".

Мол, играет Джонни Д(епп) действительно своего тезку Джона Д(иллинджера) – нам двойная выгода. Первого знают и любят все, а о знаменитом гангстере времен Великой депрессии что-то слыхали одним ухом. Но, возможно сами того не подозревая, вольные переводчики названия как нельзя лучше отразили суть картины.

Это в Америке каждая собака знает об Аль Капоне, Голландце Шульце и Джоне Диллинджере. Они знамениты ничуть не меньше своих киновоплотителей и, давно покинув наш подлунный мир, являются неотъемлемой частью заокеанского шоубиза, хотя, по сути, были подонками, грабителями и убийцами.

Но такова зрительская природа – куда как интересно смотреть на зловещие типажи, проливавшие невинную кровушку, передергивающие затвор "томми-гана" чаще, чем мы щелкаем зажигалкой, чем изучать с экрана жизнь какого-нибудь "ботана в очках", придумавшего для человечества, скажем, лекарство от пускай даже самой страшной болезни. Поэтому перед нам далеко не первая экранизация похождений великого разбойника за последние полвека.

Однако режиссер, когда-то поднявший своей "Схваткой" стандарт гангстерского триллера на определенную высоту, скорее всего, решил, что и так уже много сделал для художественного осмысления и романтизации бандитской поэтики, и пошел по нестандартному пути. Вместо эпической саги о самом известном грабителе банков, человеке, о котором ходили легенды (до сих пор многие считают его "подсадной уткой" Эдгара Гувера, будущего директора ФБР), Манн снял цифровой камерой скрупулезную псевдодокументальную биографию человека, который, хоть и прожил всего 30 лет, но, как поется в тюремной песне, "дел успел наделать уж немало..."

Синефильские экзерсисы режиссера фильму на пользу не пошли. Зачем приглашать на главные роли глянцевых звезд, если снимаешь арт-кино, не очень ясно. Да, Диллинджер был первым официальным "врагом государства №1", и загримированный Джонни Д(епп) очень на него похож внешне, но Майкл Манн интересуется подлинностью костюмов означенной эпохи куда больше, чем настоящей историей преступника-легенды. Нам посылается недвусмысленный message: интерпретация (в данном случае, кинематографическая) всегда важнее "живой жизни".

Фильм о человеке, выбирающем путь "врага государства", начинается с точки, когда печальный финал уже неминуем. Положить Д(еппа) головой в пыль ровно на том месте, где был застрелен реальный Д., – вот главная задача режиссера, блестяще воплощенная знаменитым оператором Данте Спинотти.

Вторая по значимости задача касается ФБР. Дж. Эдгар Гувер (Билли Крадап) предстает создателем страшноватой государственной полиции, и авторы недвусмысленно намекают: мол, эксплуатировал, гад, захват преступников как способ поднять популярность своей спецслужбы, предварительно пропиарив врагов насколько возможно.

До сих пор обывателя удивляет тот факт, что не отличавшийся большой изобретательностью юный Диллинджер грабил банки лишь в тот момент, когда там были мешки золота, порой пользуясь револьвером, слепленным из хлебного мякиша. Кстати, поймать преступника так и не удалось, вместо этого его тупо расстреляли во время вполне невинного похода в кино, даже не в результате столь напрашивающейся лихой погони.

Агента Мелвина Первиса, идущего по следу неуловимого Джонни Д., играет другая сопоставимая звезда Голливуда – Кристиан Бейл, а очаровательную подружку гангстера – француженка-"оскароносица" Марийон Котийяр. Это также излишня роскошь в данном случае, не более чем дань 100-миллинному бюджету. Ведь пули говорят в этом фильме больше, чем слова и взгляды. Романтическая линия дана настолько "в проброс", что остается дивиться искусству актеров, не теряющих своего лица и вызывающих симпатию, несмотря на картонный сюжет. Впрочем, режиссеру, скорее, просто повезло, поскольку высвободиться этим первоклассным артистам позволила прошлогодняя забастовка сценаристов; первоначально главного героя должен был играть несколько менее востребованный в Голливуде Леонардо Ди Каприо.

Но все же экспериментирующему с цифровыми эффектами Майклу Манну зачем-то понадобились актеры. Когда смотришь это кино, возникает лишь одна мысль: режиссер хочет провести параллель между кинопроцессом и реальной историей – Диллинджер с его способностью выкрутиться из любой ситуации настолько же продукт масскульта, как его киношный прототип. И в этом смысле русское название фильма как нельзя лучше отражает смысл происходящего на экране: убийцей и грабителем столь же легко мог быть и загримированный киногерой. Главное, чтоб грим и оружие были выполнены с документальной тщательностью. А все остальное – семечки.

В прокате с 23 июля

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей