Нашествие яйцекладущих

Читать в полной версии →
Инопланетяне из "Района №9", все в каких-то хоботках и наростах, с клешнями вместо рук, активно откладывают яйца, дерутся с местными бандами, занимаются грабежами и жрут кошачий корм




Когда-то Питер Джексон планировал в сотрудничестве с молодым режиссером Нилом Бломкампом экранизировать игру "Halo". Проект с Miсrosoft стоимостью $150 млн так и не сложился, зато уроженец ЮАР произвел впечатление на режиссера "Властелина колец". И, когда Бломкамп предложил ему продюсировать фильм на основе собственной короткометражки, Джексон согласился, пишет в сегодняшнем выпуске РБК daily кинообозреватель Марина Латышева.

"Район №9" снят в документальной стилистике в интерьерах Йоханнесбурга всего за $30 млн и с неизвестными актерами – и от этого только выигрывает. Над столицей ЮАР завис гигантский инопланетный космический корабль, и вскоре из него прямо в город высадились более миллиона инопланетян. Контакт ограничился тем, что стороны немного подучили языки друг друга да земляне в лице корпорации MNU пожелали овладеть инопланетным оружием, реагирующим лишь на ДНК его хозяев. Прилетевшие кажутся омерзительными и внешне, и внутренне – все в каких-то хоботках и наростах, с клешнями вместо рук, они превратили место высадки в гетто, активно откладывают яйца, дерутся с местными бандами, занимаются грабежами и жрут кошачий корм.

На фоне митингов землян под лозунгами "Африка для африканцев" было решено переселить пришельцев в концлагерь на городской окраине. В гетто отправился чиновник MNU ознакомить его жителей с постановлением о переселении и собрать с них подписи о том, что те ознакомлены. В одной из халуп гетто он вляпался в какую-то жидкость и стал медленно превращаться в инопланетянина. Теперь на него охотятся и его бывшие коллеги, и нигерийские бандиты, простодушный босс которых хотел съесть мутировавшую руку чиновника, чтобы тоже покрыться наростами и уметь пользоваться мощным чужим оружием.

Понятно, что основная тема "Района №9" – бытовая ксенофобия. И понятно почему: убери инопланетный аспект, и нет более актуальной темы в современном мире. Потому и вышли так реалистично детали столкновения люмпенов с обеих планет и аспекты чиновничьего отношения к плодящимся чужакам. Занятно наблюдать, как в этот прогноз о мелочной борьбе за место под солнцем выродилась глобальная идея встречи с иным разумом. Научная фантастика, касающаяся прилета инопланетян, условно делилась на войну миров и мечты о мирном контакте с иным разумом, но и то, и другое непременно было фундаментальным.

В последние годы много говорится о кризисе научной фантастики (справедливости ради, говорится о нем уже несколько десятков лет), объяснения этому существуют разные, но все они так или иначе увязывают научную фантастику и собственно науку. Связь эта порой принимает совсем конкретные формы. Например, советский (а позже израильский) физик Павел Амнуэль в одном из своих эссе цитирует другого советского физика Дмитрия Блохинцева, уверенного во влиянии "Аэлиты" и "Гиперболоида инженера Гарина" Алексея Толстого на многих ученых, увлеченных идеями космических полетов и лазера. В том же эссе говорилось о многомерных пространствах, появившихся в фантастике в конце 1940-х гг., а в физике – лишь 30 лет спустя.

Кто-то считает, что наука сегодня не создает ничего, что вдохновляло бы фантастов – не мобильным же телефоном вдохновляться, в самом деле. Кто-то, наоборот, убежден, что стремительно развивающаяся наука навсегда обогнала фантастику и никакой связи между ними уже не существует. Конечно, бытовой аспект контакта уже разрабатывался – еще Рэем Брэдбери в той же "Бетономешалке". Но авторы "Района №9" как-то особенно показательно разделались с фундаментальностью идеи визита посланцев иных миров. Если к нам и прилетят, то дома иному разуму не сиделось не из соображений познания мира или желания завоевать нашу скромную планетку. Не очень-то и хотелось. Но вот не было другого выхода.

Отдел культуры |
Выбор читателей