Визит пресной дамы

Читать в полной версии →
Стороны дорожат "перезагрузкой", но не готовы ради этого корректировать основной корпус своих стратегических интересов – таков главный итог визита Хиллари Клинтон в российскую столицу


ФОТО: AP



Визит американского госсекретаря Хиллари Клинтон в Россию подтвердил, что " перезагрузка" российско-американских отношений успешно продолжается. Никаких прорывов от переговоров с госпожой Клинтон никто не ждал, она просто должна была подтвердить два важных момента. Первый – сближение с Москвой продолжается. И второй – слухи о расколе администрации Барака Обамы не имеют оснований. Этот эффект был достигнут, и это несомненный успех самой Хиллари Клинтон и возглавляемого ею внешнеполитического ведомства.

Не является проигравшей стороной и Россия, которая уже добилась отмены решения о размещении элементов третьего позиционного района американской ПРО в Чехии и Польше, признания Европой ответственности Грузии за развязывание войны на Кавказе. И главное – начала диалог с США по проблеме СНВ, глобальной безопасности и сотрудничеству в области противоракетной обороны.

Главными темами переговоров в Москве, как и ожидалось, стали Афганистан, ядерные программы Ирана, Северная Корея, а также проблема глобальной безопасности и комплекс вопросов, касающихся ПРО и подготовки нового договора по СНВ.

По Афганистану первым шагом стало открытие транспортного коридора через Россию, но пока не ясно, как далеко зайдет сотрудничество. Вашингтону в первую очередь нужна военная помощь. К такому шагу Россия по многим причинам не готова – Сергей Лавров говорит о "совместных усилиях по нормализации ситуации в Афганистане" и возможности сотрудничества между НАТО и ОДКБ.

Консенсус по Ирану базируется на позиции России, озвученной Дмитрием Медведевым в ходе недавнего визита в США. Это упор на переговоры и признание возможности введения санкций только в том случае, если дипломатические усилия не увенчаются успехом. Для России такая позиция является существенной уступкой, и Клинтон, фактически повторившая в Москве формулировку российского президента, подтвердила, что в Вашингтоне это очень хорошо понимают и ценят. В ответ Лавров заявил, что позиции США и России по ядерным программам Ирана "полностью совпадают", а Медведев пообещал поддержать решение о введении санкций, если Тегеран откажется выполнять обещания, данные международному сообществу.

По вопросу о КНДР вообще нет принципиальных проблем. Обе стороны настаивают на возобновлении переговоров в рамках "шестерки" и не скрывают заинтересованности в том, чтобы Северная Корея выполняла взятые на себя обязательства. Но дьявол, как известно, в деталях. Вряд ли Москве нравятся планы создания военного блока, в который должны войти США, Япония и, возможно, Южная Корея.

Итак, по трем конкретным проблемам – Афганистан, Иран, Корея – обществу предъявлен видимый консенсус. Несколько сложнее обстоят дела с "обеспечением безопасности". Тут все ограничивается общими декларациями: переговоры идут, комиссия создана, комитеты формируются... СМИ тиражируют заявление Клинтон о крайней заинтересованности США "в совместной работе с Россией по оценке угроз и в консолидации наших усилий для создания центра обмена данными по этому вопросу, чтобы сделать противоракетную систему общим делом, как договорились наши президенты в июле".

Но вопросы остаются. Москву интересуют детали новой концепции ПРО, в частности, планы морского базирования ракет. До сих пор нет ответа на предложение о совместном использовании РЛС в Габале и Армавире. Советник президента США по России и Евразии Майкл Макфол сообщил, что американская делегация привезла в Москву "ряд конкретных идей и практических предложений по сотрудничеству в сфере ПРО". Но никаких внятных заявлений на эту тему в ходе визита Клинтон в Россию так и не прозвучало.

Аналогичная картина складывается и вокруг подготовки договора по СНВ. Суть основных разногласий давно известна: это правила зачета ядерных боеголовок и предельная численность боезарядов. Москва настаивает на лимите в 500, Вашингтон – в 1100 боеголовок. Военные эксперты считают, что любая уступка по этим вопросам со стороны России ударит по ее безопасности. Более оптимистично настроены некоторые политические комментаторы, рассматривающие соглашение по СНВ-2 как символ "перезагрузки". Речь идет о том, что ни США, ни Россия не готовы к серьезному сокращению своих ядерных потенциалов, но одновременно понимают, что прогресс в переговорах необходим для дальнейшего развития отношений. О том же свидетельствуют и обтекаемые заявления Клинтон и Лаврова: "существеннее продвижение вперед", "обсудим вопросы, требующие дальнейшей проработки", "по взаимной договоренности с американской стороной ничего разглашаться не будет до момента нахождения развязок". Очевидно, что стороны не готовы к серьезным уступкам, но очень хотят договориться. Напрашивающийся прогноз – новый договор СНВ-2 – будет носить промежуточный характер.

Общий итог визита: стороны дорожат "перезагрузкой", но не готовы ради этого корректировать основной корпус своих стратегических интересов. Пока это привело к изменению риторики – в частности, США перестали педалировать тему прав человека. Уклончивость Клинтон разочаровала российских правозащитников, с которыми она встречалась в Москве. И хотя госсекретарь подтвердила, что права человека остаются главным приоритетом ее страны, и выразила сочувствие правозащитникам, которых в России "бьют и даже убивают", ничего конкретного сказано по этому поводу не было.

Единственным вопросом, по которому были обозначены явные разногласия, стала Грузия и признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Но и эти разногласия, и жесткий комментарий госпожи Клинтон, включая обещание и впредь оказывать Тбилиси военную помощь, выглядят как острая приправа к достаточно пресному блюду ее визита в Россию.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей