Георгиос Папандреу. ФОТО: AP |
В то же время коллега германского министра говорит о существовании конкретного механизма спасения Греции от дефолта, выработанного на встрече в Брюсселе. "Мы уточнили технические механизмы, позволяющие предпринять слаженные действия, которые могут быть быстро запущены, если потребуется", – сообщил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Предложенный механизм, по его словам, не включает предоставления кредитных гарантий; это будет скоординированная акция, в рамках которой Греция получит доступ к помощи на двусторонней основе. При этом в Брюсселе продолжают делать акцент на то, что разработанные меры будут использованы только в случае крайней необходимости, полагая, что такой необходимости не возникнет.
Подобные уклончивые заявления на фоне отсутствия каких-либо подробностей разработанного плана заставляют сомневаться в том, существует ли он вообще.
Напомним, что под давлением ЕС греческое правительство предприняло ряд мер по сокращению государственных расходов и снижению бюджетного дефицита. Это вызвало в стране серьезные социальные волнения, теоретически способные спровоцировать политический кризис. В случае продолжения забастовок и беспорядков у властей просто не останется эффективных возможностей воздействия на население.
Тем временем Брюссель ограничивается словами поддержки в адрес принятых Афинами мер. Министры финансов стран еврозоны считают, что последние шаги правительства Георгиоса Папандреу по снижению бюджетных расходов позволяют Греции самостоятельно заимствовать на рынке. Напомним, некоторое время назад Афины провели успешное размещение государственных облигаций, что несколько успокоило финансовые рынки.
Но это затишье может оказаться временным. В апреле – мае Греции придется занять еще около €20 млрд, возможно, официально обратившись, наконец, за помощью к ЕС. К этому моменту ситуация, скорее всего, окончательно зайдет в тупик, и сомнительно, что запоздалая помощь волшебным образом приостановит развитие кризисной ситуации.
Исторический опыт показывает, что самой Греции вряд ли стоит уповать исключительно на действия собственного правительства и сознательность граждан. В конце XIX в. страна активно занимала у Великобритании, Франции и Германии. В сочетании с другими выплатами на внешнем рынке дефицит торгового баланса способствовал возникновению огромного дефицита и в балансе внешних выплат. Национальная валюта с 1885 г. по 1893 г. потеряла 60% своей золотой стоимости, и 1893-й стал годом банкротства Греции как государства. Государственный долг был продлен путем предоставления Греции в 1897 г. нового займа. Контроль за возвратом долга был возложен на Комиссию долговой кассы, контролировавшую доходы по различным статьям (соль, керосин, табак, гербовый и таможенный сборы). Самым унизительным было то, что впервые в истории государственных банкротств комиссия состояла из представителей иностранных правительств, что, по сути, означает потерю части суверенитета.
Судя по последним событиям, Греция не сделала выводов из собственной истории. Вопрос лишь в том, зачем все это нужно Европе и не проще ли помочь стоящей на грани банкротства стране сейчас, чем потом расхлебывать куда более круто заваренную кашу. Ведь на этот раз возможное банкротство Греции станет не только ее собственным позором, но и позором всей единой Европы.