ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Наша страна стремится сохранить инициативу в том деле, которое в СМИ уже давно именуется отнюдь не диалогом, а "арктической гонкой". Она состоит в том, что приполярные государства наперегонки исследуют северные широты, чтобы представить в ООН наиболее убедительные доказательства своих прав на подводные хребты, простирающиеся до самого Северного полюса и хранящие в своих недрах неисследованные запасы нефти, газа и других полезных ископаемых. По мере того как ледяной покров Арктики сокращается, добыча этих богатств становится реальной. Ну а попутно – для более весомой аргументации своих претензий – арктические страны наращивают военное присутствие в северных широтах.
Как заявил ранее министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, Россия подаст в ООН заявку на арктический шельф в 2013 году. "Мы уже подавали соответствующую заявку ранее. Но от нас потребовали дополнительных обоснований, для чего требуются дополнительные исследования. Это, в свою очередь, требует нового оборудования и новых средств. На данный момент процесс уже запущен, и, думаю, в 2013 году заявка по шельфу в ООН будет дана", – сказал он. Российские ученые стремятся доказать, что богатый запасами углеводородов подводный хребет Ломоносова площадью 1,2 млн кв. км является продолжением сибирского континентального шельфа. Однако как минимум две другие арктические державы – Канада и Дания – оспаривают этот тезис. Они считают, что хребет Ломоносова связан именно с их шельфами. Напомним, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., 200-мильная исключительная экономическая зона прибрежного государства может быть значительно расширена, если это государство докажет, что имеющиеся "подводные горы" являются продолжением его континентального шельфа.
Надо отметить, что хребет Ломоносова – далеко не единственный спорный участок Арктики. Например, Великобритания не может поделить континентальный шельф Роколл с Данией и Исландией. Канада давно спорит с США о разграничении моря Бофорта и с Данией – о морской границе между Баффиновой землей и Гренландией. Не менее серьезную проблему представляет определение принадлежности Северо-Западного морского прохода. Канада считает его своими территориальными водами, а Вашингтон и многие другие державы стремятся придать ему статус международного пролива.
Подобные заходы, кстати, делаются и в отношении нашего Северного морского пути. Некоторые споры находят свое разрешение. Так, почти полвека длилась тяжба между Россией (а сначала СССР) и Норвегией о разграничении Баренцева моря. Однако весной этого года стороны, наконец, достигли принципиальной договоренности о разделе спорного участка (175 тыс. кв. км) поровну, а в этом месяце – подписали соответствующее соглашение. Теперь в холодном Баренцевом море – к большому неудовольствию экологов – может начаться глубоководная добыча нефти. Правда, по словам министра Трутнева, произойдет это лет через 12 – 15.
Именно нефть и газ стали причиной обострения споров за, в общем-то, ни к чему не пригодные ледяные просторы. Из года в год площадь арктических льдов сокращается, и к Северному ледовитому океану начинают всерьез присматриваться нефтяные компании. По оценкам экспертов, недра Арктики содержат от 20% до 30% неразведанных мировых запасов нефти и газа. Но дело не только в этом. Если климатические тенденции не изменятся, то вскоре в северных морях станет возможной круглогодичная навигация, что в ряде случаев существенно сократит морские пути между континентами.
По оценкам норвежских экспертов, навигация 2010 г. может войти в историю как эпохальный прорыв в арктические воды. И действительно, нынешний год ознаменовался сразу двумя экспериментальными рейсами: по Севморпути прошел 100000-тонный танкер "Балтика", а 41000-тонное датское судно Nordic Barents недавно вышло из норвежского порта Киркенес и движется по СМП, везя груз железной руды в Китай. Ожидается, что оно достигнет цели за 21 день, тогда как на плавание по южному маршруту (через Суэцкий канал) ему пришлось бы потратить 33 дня и испытать риск встречи с пиратами. Если плавание в северных широтах окажется экономически выгодным, то Россия сможет контролировать немалую часть транзита между Европой, Азией и Америкой. При условии, что ей удастся сохранить национальную юрисдикцию над СМП.
Вообще, наша страна объективно должна получить максимальную выгоду от потепления в Арктике и коммерческого освоения северных широт. По оценкам экспертов, уже сегодня до 20% российской экономики зависит от ресурсов северных территорий страны. Однако борьба за эти ресурсы обещает быть жаркой. Ведь сейчас очень многие государства прямо или косвенно выражают свое желание так или иначе присутствовать в Арктике. Даже Китай регулярно отправляет туда научное судно "Снежный дракон". Впрочем, страны, имеющие непосредственный выход к арктическим водам, в итоге вряд ли оставят туда доступ для посторонних - они постараются так расширить свои шельфы, чтобы от "арктического пирога" не осталось ни ломтика.
Но и среди стран-членов Арктического совета возможно довольно жесткое противостояние. На это указывает тот факт, что все они всерьез озаботились укреплением своих военных группировок, способных действовать в условиях крайнего Севера. Так, Норвегия недавно завершила модернизацию своего флота, вдвое увеличив его потенциал для действия в арктических водах. Канада увеличивает контингенты своих северных гарнизонов и планирует построить восемь арктических патрульных кораблей (в дополнение к имеющимся 17 ледоколам береговой охраны). Кроме того, флоты стран НАТО стали проводить регулярные учения в северных водах.
Таким образом, если арктическая гонка перерастет в противостояние, то нашей стране будет нелегко тягаться с соперниками. Ведь в настоящее время все арктические державы располагают Военно-морскими силами, сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно российские. Более того, по мере таяния арктических льдов наша северная граница станет очень уязвимой. А ведь сейчас от Кольского полуострова до Чукотки российское побережье Северного ледовитого океана фактически не защищено. Там вообще нет воинских частей, а имеются только редкие заставы Арктического регионального пограничного управления. Так что оттаивающую Арктику предстоит не только исследовать и обживать, но и защищать.