|
Сам по себе Тунис представляет весьма небольшой интерес для европейской энергетики: нефти там добывается мало, а газа нет вообще. Однако через Тунис проходит одна из важнейших газовых артерий в регионе – TransMed (Транссредиземноморский трубопровод), берущий начало на крупнейшем в Алжире газовом месторождении Хасси Рмел и идущий затем по дну моря в Сицилию и далее в Италию. Если революция в Тунисе приведет к длительной дестабилизации в стране, газопроводу может угрожать серьезная опасность (есть печальный пример Ирака). На карте Африки Тунис выглядит как клин, вбитый между двумя авторитарными державами – Алжиром и Ливией. Обе они добывают и экспортируют в Европу газ, а население там живет не лучше, чем в Тунисе. И если революционные идеи перекинутся на эти страны, поставки в ЕС голубого топлива с южного направления станут вообще проблематичны.
Брюссель лихорадочно активизировался на юго-восточном направлении газового фронта. В первой половине января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан и Туркмению с целью вдохнуть жизнь (то есть, газ) в проект Nabucco, по которому ЕС рассчитывает в будущем получать ежегодно более 30 млрд кубометров каспийского и центральноазиатского газа. Баку обязался поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в ЕС, который, в свою очередь, должен обеспечить доступ этого газа на свой рынок. О каких объемах идет речь, по-прежнему непонятно, поскольку потенциал главного месторождения "Шах-Дениз" – основной надежды сторонников Nabucco – оценивается экспертами неоднозначно. Азербайджанское руководство, понятно дело, настроено оптимистично и надеется в этом году увеличить объемы добычи с 27 до 30 млрд кубометров; к 2015 г. – когда начнется разработка второй фазы "Шах-Дениза" – до 45 млрд, а к 2018 г. – вообще до 80 млрд кубов. Насколько реальны эти планы, сказать трудно, но нынешние объемы добываемого газа практически полностью законтрактованы (в том числе Россией).
С Туркменией ситуация еще более неопределенная. Она верна своему принципу: продавать газ на границе и, соответственно, не ввязываться ни в какие инфраструктурные проекты за рубежом. Баррозу учел эти нюансы, и слова его были как бальзам на душу туркменского руководства: "Европа готова приобретать туркменский газ на границе и предлагать свои возможности для развития и разработки месторождений, готова помогать компаниям, которые смогут этим заниматься". Однако проблема остается прежней, и называется она Каспийское море. Туркменский газ должен как-то перебраться через него, чтобы влиться в Nabucco и в итоге попасть в Европу. А поскольку соглашение о статусе Каспия по-прежнему не выработано, прикаспийские государства не имеют права без общего согласия прокладывать трубы по дну моря. Однако предложения европейцев оказались весьма заманчивы для Ашхабада, и туркменский лидер Бердымухамедов принялся агитировать Россию за участие в создании транскаспийского газового моста. На состоявшейся после переговоров с Баррозу встрече с представителями СМИ президент Туркмении призвал российские компании принять участие в прокладке подводного газопровода на Каспии.
Но Россия едва ли захочет связываться с проектом, который даст дополнительные шансы конкурентам. Она твердо намерена проложить по дну Черного моря "Южный поток", который должен пройти практически параллельно Nabucco и лишить его последней надежды на выживание. Как напомнил недавно Владимир Путин, "основная проблема Nabucco – отсутствие гарантированных объемов поставляемого сырья и источников заполнения этой системы. Россия ничего не будет поставлять по этому газопроводу, иранские месторождения еще не исследованы, а азербайджанские объемы сырья малы. Более того, Азербайджан подписал контракт о поставках с Россией".
Таким образом, Россия в обозримом будущем останется важнейшим поставщиком "голубого топлива" для ЕС, как бы это ни раздражало еврочиновников.