ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Широкое общественное обсуждение законопроекта, инициированное президентом, сделало очевидными недостатки предлагаемой реформы. Но, поскольку учетом поступивших предложений занималось МВД, серьезного влияния на окончательные результат это не оказало. Сложно было ожидать чего-то другого от закона, который милиционеры писали сами для себя. Как показывает практика, реформа ведомства силами самого ведомства не дает сколько-нибудь значительных результатов. Она преследует совсем другие цели: кадровые перестановки и перераспределение влияния между правящими кланами.
Прецеденты известны. В конце 90-х гг. Владимир Рушайло предпринял попытку создать из МВД централизованную сверхструктуру. По аналогии с ФБР она должна была бы заниматься борьбой с оргпреступностью и коррупцией. МВД превратилось в мощную структуру с огромными полномочиями, но выдающихся успехов в борьбе с преступностью не демонстрировало. Полностью выстроить милицейскую вертикаль Рушайло не успел – был отправлен в отставку.
Назначенный на его место Борис Грызлов занялся расформированием созданных предшественником комитетов федеральной криминальной милиции и РУБОПов и объявил войну "оборотням в погонах". Летом 2001 г. президент Владимир Путин подписал указ о реформировании МВД, подразумевавший разделение структуры на три основных блока: службу криминальной милиции, службу общественной безопасности и службу тыла. Людей Рушайло быстро "вычистили" из руководства ведомства. Была введена система единоначалия со строгой вертикальной подчиненностью: министр и его заместители стали назначаться президентом; были созданы главные управления МВД в федеральных округах; министр перестал быть обязанным согласовывать назначение начальника главного управления в регионе с главой субъекта федерации.
В 2003 г. Грызлов ушел руководить "Единой Россией", и его место занял Рашид Нургалиев. В 2004 г. президент снова занялся реформой правоохранительной системы. Он упразднил Федеральную службу налоговой полиции, в результате чего борьба с налоговыми преступлениями перешла в компетенцию милиции. МВД, в свою очередь, потеряло подразделение по борьбе с наркобизнесом, на базе которого был создан Госнаркоконтроль. В ведение ФСБ отошли функции федерального агентства правительственной связи и информации и Федеральная погранслужба.
В течение последних лет МВД существовало относительно спокойно. Основные усилия реформаторов сосредоточились на прокуратуре и реформе следствия.
Считается, что реформу МВД подстегнуло общественное возмущение преступлениями, совершенными сотрудниками милиции. Социальный запрос на перемены в МВД очевиден, но также очевидно, что подлинный двигатель реформы – соображения совсем иного порядка. По плану реформа должна завершиться к январю 2012 года – аккурат к выборам президента. В течение всего этого времени она будет оставаться полем борьбы за влияние между властными группировками. "Подвешенные" в процессе реорганизации ведомства – идеальная возможность ослабить и даже нейтрализовать конкурирующие группы влияния, если в какой-то момент их давление на правящий тандем станет слишком сильным.